Жанр: биография, военный фильм, драма, исторический фильм, приключения
Режиссер: Всеволод Пудовкин
Сценарист: Игорь Луковский
Операторы: Анатолий Головня, Тамара Лобова
Композитор: Николай Крюков
Художники: Арнольд Вайсфельд, Владимир Егоров, Михаил Юферов
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1946
Премьера: 2 января 1947
Актеры: Алексей Дикий, Евгений Самойлов, Владимир Владиславский, Всеволод Пудовкин, Николай Чаплыгин, Василий Ковригин, Петр Соболевский, Леонид Князев, Александр Хохлов, Рубен Симонов, Павел Гайдебуров, Борис Оленин, Николай Бриллинг, Георгий Гумилевский, Г. Рождественский, Константин Старостин
Историческая киноэпопея о знаменитом русском флотоводце середины XIX века, победителе турецкой флотилии и организаторе обороны Севастополя 1853-1855 гг., геройски погибшем на Малаховом кургане.
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Премия за лучшие массовые сцены, почетный диплом за исполнение роли Нахимова А.Дикому на МКФ в Венеции-47.
А.Головня и Т.Лобова признаны лучшими операторами на МКФ в Локарно-47.
Гос. премия СССР I ст. реж. В.Пудовкину, оп. А.Головне, сц. И.Луковскому, комп. Н.Крюкову, акт.: А.Дикому, Р.Симонову, Л.Князеву (1946).
КРИТИКА
Признанный классик немого кино Всеволод Пудовкин снял "Адмирала Нахимова" в строгих рамках грандиозного государственного проекта второй половины 40-х-начала 50-х годов, поставившего перед отечественными кинематографистами цель создать впечатляющую по размаху галлерею историко-биографических фильмов о наиболее выдающихся, с точки зрения тогдашних властей, деятелях российской науки, искусства, военного дела и т.д. Говорят, что существовала даже своего рода "разнарядка": какому режиссеру о каком корифее следует снимать... При этом существовал четкий канон такого рода произведений:
"лучшие сыны Отечества" должны были показываться в основном в их профессиональной деятельности, без особых подробностей личной жизни. Поначалу фильм Пудовкина не вписался в эту догматическую установку. Первый вариант "Адмирала Нахимова" был обвинен в излишнем акцентировании любовной темы. Классику пришлось браться за ножницы и доснимать сцены морских боев, умело используя макеты кораблей русского и турецкого флотов... Второй вариант фильма получил высочайшее одобрение Сталина и благополучно вышел в прокат...