советский музыкальный художественный фильм, снятый в 1966 году по мотивам произведений Корнея Чуковского режиссёром Роланом Быковым. Премьера фильма состоялась 19 апреля 1967 года.
В главных роляхОлег Ефремов,Ролан Быков,Лидия Князева,
Евгений Васильев,Фрунзик Мкртчян,Алексей Смирнов
ОператорГеннадий Цекавый,Виктор Якушев
КомпозиторБорис Чайковский
КинокомпанияКиностудия «Мосфильм». Творческое объединение «Юность»
Длительность93 мин.
Страна СССР
ЯзыкРусский
Год1966
В Африке заболели обезьяны. Эту новость сообщила доктору Айболиту мартышка Чичи, сбежавшая от разбойника Бармалея.
Айболит и его помощники — Чичи и собака Авва — спешат спасать обезьян от болезни. Но им пытается помешать Бармалей со своими слугами («Сейчас мы будем вас убивать, грабить, обижать и унижать!») Сначала они захватывают корабль доктора на море и кидают Айболита, Авву и Чичи в воду («Даже кругов на воде не осталось!»), но те доплывают до Африки («Это даже хорошо, что пока нам плохо»).
Потом, на африканской земле, разбойники снова ловят друзей и прячут в пещеру («Мы будем убивать их все вместе, всем достанется»), однако пленники сбегают.
Под конец слуги Бармалея по приказу атамана собирают всех местных пиратов на берегу реки («Вы им только скажите: не доктор, а золото, золотые руки, золотое сердце — они сразу так заведутся, что не остановишь»), и Айболит с друзьями попадают прямо во вражеский лагерь («Когда кругом бандиты и у вас нет оружия, постарайтесь хотя бы умереть достойно, а не как он [Бармалей]! Жаль только больных обезьян»).
В итоге добрый доктор всё же побеждает Бармалея («Мы всё равно победим, потому что добро побеждает зло»), правда, с помощью маленького комарика («Комар, мошка… а такие люди гибнут!»), и вылечивает обезьян.
В фильме снимались
Олег Ефремов — Айболит, доктор
Ролан Быков — Бармалей, атаман разбойников
Лидия Князева — Чи-Чи, обезьянка доктора Айболита
Евгений Васильев — Авва, собака Айболита
Фрунзик Мкртчян — пират, грустный слуга Бармалея
Алексей Смирнов — пират, весёлый слуга Бармалея
В съёмках принимали участие
Учащиеся Государственного училища циркового и эстрадного искусства
Ансамбль Московского городского Дворца пионеров и школьников
под руководством Владимира Локтева
Комики, трагики и пираты:
Илья Рутберг — дирижёр
Руслан Ахметов
Валентин Грачёв
Гурген Джанибекян
Леонид Енгибаров — весёлый клоун
Фауста Иванова
Зоя Исаева
Людмила Карауш
Виталий Комиссаров
Геннадий Крашенинников
Юрий Мартынов
Людмила Марченко
Раднэр Муратов — пират
К. Мусин
Элла Некрасова
Владимир Пицек — пират
Владимир Протасенко
Виктория Радунская
Иван Савкин
Е. Семёнова
Георгиос Совчис — мим
Константин Худяков — пират
Светлана Швайко
А. Элизаров
Геннадий Юдин — пират
В. Яковлев
Игорь Ясулович — Белый клоун
Борис Веселов — пират (в титрах не указан)
Виолетта Хуснулова (в титрах не указана)
Съёмочная группа
Сценарий — Вадима Коростылёва, Ролана Быкова
Музыка — Бориса Чайковского
Постановка — Ролана Быкова
Главные операторы — Геннадий Цекавый, Виктор Якушев
Художник-постановщик — Александр Кузнецов
Звукооператор — Юрий Рабинович
Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР
Художественный фильм, односерийный, цветной, звуковой, широкоформатный (70 мм).
Снят по системе «вариэкран»: размер, расположение и формат изображения меняется в зависимости от сюжета в кадре. Считалось, что применение вариэкрана увеличивает вовлечение зрителя в сюжет фильма.
Художественные особенности
Режиссёр фильма и исполнитель роли Бармалея Ролан Быков так отозвался о своей работе:
«Айболит-66» — первая картина театральной киноэстетики (кино-мюзикл).
Фильм снят в необычной манере. Например, в картине специально не скрывается наличие съёмочной группы, постановочность сцен, актёры иногда как бы случайно выпадают из кадра. Немало интересных операторских решений: кадр превращается в ромб, в круг; смена кадра от театральной сцены к натурным съёмкам. Актёрская игра выдерживает испытание сложного жанра эксцентрической комедии. В частности, используются необычные приёмы: например, разбойники, «идя в обход», поют даже под водой.
Для детей этот фильм оказался сложен для восприятия, а взрослым он показался слишком наивным и условным. Создатели фильма получили не совсем лестные оценки. По мнению критиков, «Айболит-66» можно отнести к советскому артхаусу 1960-х годов.
Фильм, снятый Роланом Быковым, относится к работам 1960-х годов, снятым на волне оттепели, привнёсшим совершенно новые настроения гротескного и экзистенциального кино в советский кинематограф, таким как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и «Король-Олень». Пользуясь эзоповым языком и формальным статусом детской сказки по мотивам произведений Корнея Чуковского, авторы отразили противостояние двух идеологических начал: интеллектуального и массового кино. Это столкновение также просматривается и в экранном противопоставлении образов Айболита и Бармалея.