Лента повествует о противостоянии людей, которые являются жителями одной страны; но их разделяет невообразимо глубокая пропасть: одни во что бы то ни стало хотят стать единственными хозяевами собственной страны, а другие мучительно ищут ответ на вопрос, можно ли пойти на любые жертвы ради такой цели, и смогут ли они продолжать называть себя людьми после вынужденного решения изменить своим целям и идеалам?
В фильме "Потерянный кров" много действующих лиц и сюжетных линий, достаточно полно охватывающих противоречивый и тяжелый для Литвы отрезок времени - начало 40-х годов ХХ века. Основной стержень "Потерянного крова" - в конфликте бывших друзей - школьного учителя Гедиминаса и ставшего полицай-шефом "нового порядка" Адамиса. Гедиминас, мечтаний о возрождении "великой независимой Литвы", пытается сохранить нейтралитет, считая поначалу, что нацисты 1941 года представляют "нацию рыцарей"... Ю. Будрайтис ведет эту роль тонко и точно, раскрывая внутреннюю драму своего персонажа. Да и Адомас у Р.Адомайтиса вовсе не очерчен одной только черной краской. Это сложный, незаурядный человек, ощущающий ужас своего положения...
Интересен в картине и изобразительный ряд. Оператору Д.Печуре удалось добиться контрастного визуального решения различных частей фильма. Лирика деревенского быта сменяется суровым реализмом партизанских эпизодов.
Драматическая любовная линия "Потерянного крова" снята в стиле ретро: уютная квартира, полумрак, мексиканская румба 30-х, позволяющая хоть на миг забыть, что идет война... И такая разностильность, на мой взгляд, выглядит оправдано, ибо помогает объемнее выявить сущность происходящего на экране, ведь фильм, как и роман Й.Авижюса - произведение сложное и многоплановое...