В главных роляхВсеволод Санаев, Сергей Ромоданов, Олег Ефремов, Татьяна Доронина
ОператорСергей Урусевский, Юрий Екельчик
КомпозиторДмитрий Шостакович
КинокомпанияМосфильм
Длительность114 мин.
Страна СССР
Год1955
В один из степных районов Казахстана прибывает по комсомольским путевкам, с целью освоения целинных земель, отряд молодёжи. Суровые морозы и потоки весенней грязи, изнуряющая работа не по специальности усложняют и без того трудную жизнь прибывших. На фоне такой жизни развивается трогательный роман секретаря комсомольской организации и трактористки Анны…
История
В 1954 году известному советскому оператору Юрию Екельчику предложили — первым из советских операторов — провести опытные широкоэкранные съемки. Выбор был на редкость счастливым: широкий экран создан как будто специально для Екельчика с его постоянным стремлением «выйти за кадр», «объять необъятное». Но новый формат принес и новые проблемы. Екельчик увлеченно ищет пути наиболее выразительной подачи актёра, проверяет возможности съемки с движения. Эксперименты получают и реальную цель — вместе с режиссёром Михаилом Калатозовым Екельчик начинает подготовку к съемкам первого советского широкоэкранного фильма «Целина» по сценарию Николая Погодина. К сожалению, фильм пришлось снимать на обычный экран. Но труд Екельчика не пропал и опытные съемки, и снятые на широкий экран актёрские пробы были внимательнейшим образом и с большой пользой изучены операторами, вслед за Екельчиком осваивающими новый формат. «Первый эшелон» (под таким названием фильм вышел на экран) снова продемонстрировал умение Екельчика меняться, находить новые средства для выражения нового содержания. Но значение фильма в развитии операторского искусства этим не ограничивается. По-настоящему оно, пожалуй, ещё не оценено. Причина в том, что отдельные элементы синтетического искусства кино, как правильно заметил искусствовед А. Каменский, обладают «определенной автономией развития». Она и проявилась в «Первом эшелоне» — изобразительная трактовка ушла несколько вперед от сценарного и режиссёрского решения. А значение фильма, место в истории кино определяется, как правило, общей оценкой. Для Калатозова (как, впрочем, и для кинематографа в целом) «Первый эшелон» оказался фильмом переходным: он начал избавляться здесь от многих канонов периода малокартинья (последних лет сталинского периода) и только нащупывал ту стилистику, которая сделала следующий его фильм — «Летят журавли» (1957) событием не только советского — мирового кино.