Дежа вю смотреть онлайн советско-польский художественный фильм режиссёра Юлиуша Махульского, Гангстерская авантюрная комедия-фарс, действие которой происходит в Одессе.
Жанр комедия Режиссёр Юлиуш Махульский Автор сценария Александр Бородянский, Юлиуш Махульский В главных ролях Ежи Штур, Николай Караченцов, Владимир Головин Оператор Януш Гауэр Композитор Кшесимир Дембский (польск. Krzesimir Debski) Кинокомпания Одесская киностудия, ZEBRA Длительность 104 мин. Страна СССР — Польша Год 1988
1925 год. В СССР — НЭП, в США — «сухой закон». Мафия чикагских бутлегеров (подпольных торговцев спиртным) разыскивает некоего Мика Нича — Микиту Нечипорука, который оказался стукачом. Выясняется, что он сбежал в советскую Одессу, где открывает «великий самогонный путь» по доставке спиртных напитков по побережью Северного Ледовитого океана из России в Америку. Для ликвидации предателя нанимается самый знаменитый киллер — американский гангстер польского происхождения по фамилии Поллак. Под видом профессора-энтомолога, следующего на Суматру ловить бабочек, Поллак прибывает в Одессу, «чтобы навестить могилу отца». В поисках своей жертвы Поллак попадает в самые невероятные ситуации, связанные со спецификой советской Одессы в эпоху начала построения социализма. Поскольку он оказывается первым пассажиром рейса Русфлота «Нью-Йорк—Одесса», к нему приставляют гида — комсомолку Клару Глушко, его осаждают пионеры и журналисты. Выпрыгнув из поезда и ударившись головой, Поллак забывает, кем является на самом деле (ретроградная амнезия), и вынужден жить согласно своей легенде, как честный профессор. Нечипорук, узнав киллера, пытается его убить. В результате Поллак переживает цепь возвращений и потерь памяти, периодически испытывает дежавю. Финал фильма построен, в соответствии с замыслом и названием, как ещё одно дежа вю: похоже, что вся история повторится снова, на этот раз с киллером, который прибыл для убийства самого Поллака, за то, что не сумел выполнить заказ. Как сказал глава мафиозного клана: «Когда речь идёт о чести семьи, разговор о деньгах становится неуместен».
В ролях
Ежи Штур — киллер мафии поляк Джонни Поллак по прозвищу «Профессор», потерявший память Владимир Головин — Мик Нич (Микита Нечипорук), американский гангстер одесского происхождения Николай Караченцов — «Мишка Япончик», одесский подручный Мика Нича Галина Петрова — товарищ Клара Глушко, комсомолка, активистка, гид «Профессора» Олег Шкловский — лейтенант милиции Жорж Переплётчиков, ревнивый жених (под прикрытием) Лиза Махульская — лейтенант одесской милиции Афродита Переплётчикова, его жена (под прикрытием) Виктор Степанов — начальник УГРО Петро Мусиевич Кривонощенко (под прикрытием) Василий Мищенко — Костя, сотрудник гостиницы В Викицитатнике есть страница по теме Дежавю (фильм, 1988) Всеволод Сафонов — профессор Бабочкин Анатолий Котенёв — Владимир Маяковский Владимир Белоусов — человек из свиты Маяковского Татьяна Степанова — Лиля Брик Виталий Шаповалов — швейцар гостиницы Виктор Павловский — кладбищенский сторож, сержант одесской милиции (под прикрытием) Юрий Орлов — официант Алёша Верников — пионер Микаэл Джанибекян Войцех Высоцкий — Франко де Ниро Ян Махульский — Дон Чимино Валерий Барда-Скляренко — администратор гостиницы Владимир Миняйло — корреспондент газеты «Моряк» Эрнест Штейнберг — доктор Семён Крупник — психиатр Гжегож Хероминьски — немецкий тренер Цезарь Пазура — немецкий велосипедист Войцех Малайкат — немецкий велосипедист Джафар Гафурбеков — Ахмед, кооператор из Ташкента Армен Хостикян — дядя Ашот Людмила Поргина — сотрудница гостиницы Валентин Козачков — Абрам Семёнович Шлём Никита Высоцкий — джазмен, играющий на банджо Геннадий Венгеров — санитар Петрович Вадим Александров — бомбардир с Молдаванки Анатолий Кортуков — кларнетист Сергей Гавринскив Фауст Миндлин — фотограф газеты «Моряк» Здислав Амброжек — Пачино Зигмунт Хобот Рышард Котыс — Коппола, гангстер из Чикаго Сергей Зинченко — солдат, арестовавший Костю Евгений Борисов — мафиози Олег Федулов — белый поручик Стивен Аштон — американский турист Юрий Лопарёв — посетитель подпольного ресторана
Композитор и звуковая дорожка
Основная музыкальная тема кинофильма, песенка «Deja vu» (стилизованная под американскую музыку 1920-х годов, женский вокал), написана композитором фильма Кшесимиром Дембским (польск. Krzesimir Debski) на слова Яцека Бромского (польск. Jacek Bromski). Исполняет Майка Ежовска (польск. Majka Jezowska)[1].
Интересные факты
Польскому актёру Ежи Штуру очень не нравилась эта работа на советской киностудии, вдобавок, именно тогда у него начались проблемы со здоровьем (по возвращении в Польшу у него случился сердечный приступ). Так что выражение омерзения, которое написано на лице американского гангстера Поллака во время его пребывания в Одессе 1920-х годов, обязано своим возникновением не только актёрскому мастерству Штура. Отец режиссёра фильма Ян Махульский (знаменитый пан Квинто из «Ва-Банка») появляется камео в первых кадрах (предыстории) в роли босса мафии дона Чимино — его образ явно отсылает к дону Вито Корлеоне в исполнении Марлона Брандо в «Крёстном отце»: Махульский говорит по-английски с акцентом и с очень невнятной дикцией. Мафиози, появляющиеся в сценах в Чикаго, носят фамилии видных деятелей Голливуда итальянского происхождения — де Ниро, Чимино, Скорсезе, Пачино, Коппола, де Пальма, Сталлоне и т. д.
Кадр из сцены расстрела демонстрации на Потёмкинской лестнице в фильме Броненосец Потёмкин В «Дежа вю» Поллак невольно участвует в съёмке фильма «Броненосец „Потёмкин"». В одной из сцен гангстер Поллак гонится за Нечипоруком по Одессе и они попадают на Потёмкинскую лестницу, где именно в этот момент режиссёр Сергей Эйзенштейн снимает знаменитую сцену расстрела демонстрации на Потёмкинской лестнице. Оба гангстера случайно попадают в массовку. В этой пародийной сцене главный герой участвует в качестве офицера, командующего расстрелом. Нечипоруку достаётся роль одноногого матроса. Знаменитая эйзенштейновская коляска начинает падать не по задумке режиссёра, а от того, что её случайно во время своего падения толкает Поллак. Эйзенштейн в озарении велит оператору скорее снимать этот кадр и использует действие Поллака как свою гениальную режиссёрскую находку. Точное время действия ленты — 1925 год. Это следует из даты съёмок фильма «Броненосец „Потёмкин"», а также того, что Джон Поллак едет из Штатов на одном пароходе с Владимиром Маяковским, американская поездка которого состоялась именно в этом году. Один из эпизодов фильма демонстрирует интертекстуальную связь «рамка в рамке» по типу геральдической конструкции: Джон Поллак сидит в Чикагской опере и смотрит постановку «То?ски». По сюжету главного героя должны расстрелять. Но главная героиня Тоска расплачивается своим телом со злодеем Скарпиа, и тот обещает, что его расстреляют понарошку. Тем не менее, Скарпиа лжёт, и героя расстреливают по-настоящему. При всём при этом тенора — исполнителя роли героя, естественно, актёры-солдаты должны расстреливать понарошку. В этот момент Поллак из своей ложи снайперским выстрелом убивает его по-настоящему. По фильму (эпизод с патронами в костре) отель «Червоний» (укр.), где живёт Полак, и булочная Нечипорука оказываются через дорогу. На самом деле гостиница «Бристоль» (бывшая «Красная») расположена на Пушкинской, угол Бунина, а центральная городская библиотека им. Франко (в роли булочной) — в переулке Книжном возле Преображенской, за 2 километра от гостиницы. Маршрут велогонки на тандемах (согласно тому, что было показано в фильме) проходит весьма замысловато — герой Штура накручивает круг за кругом, появляясь в разных частях города, создавая у зрителя своеобразное представление об одесской географии. В первоначальном варианте сценария сцена в психиатрической лечебнице, после слов профессора: «А теперь поговорим о мании преследования», в зал вкатывали коляску с Нечипоруком. И Поллак в бессилии с ненавистью смотрел на Нича. Но по каким-то причинам режиссёр изменил сценарий и сцена в окончательный вариант фильма не вошла.
|