Девять дней одного года
Жанр: киноповесть, драма Режиссер: Михаил Ромм Сценаристы: Михаил Ромм, Даниил Храбровицкий Оператор: Герман Лавров Композитор: Джон Тер-Татевосян Художник: Георгий Колганов Страна: СССР Производство: Мосфильм Год: 1961 Премьера: 5 марта 1962 Актеры: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Лаврова, Николай Плотников, Сергей Блинников, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Николай Граббе, Валентин Никулин, Павел Шпрингфельд, Александр Пелевин, Евгений Тетерин, Николай Сергеев, Ада Войцик, Валентина Беляева, Люсьена Овчинникова, Юрий Киреев, Борис Яшин, Игорь Добролюбов, Андрей Смирнов, Анна Павлова, Резо Эсадзе, Георгий Епифанцев, Лев Дуров, Наталья Батырева, Зоя Василькова, Игорь Ясулович
Действие этой киноповести происходит в 1960-е годы. Молодые ученые-ядерщики, одержимый экспериментатор Гусев (Баталов) и скептически настроенный физик-теоретик Куликов (Смоктуновский), — давние друзья, влюблённые в одну девушку по имени Лёля (Татьяна Лаврова). Физик-атомщик Гусев возглавляет научные изыскания, начатые его учителем Синцовым (Плотников), который в результате эксперимента получил смертельную дозу радиации. Облучён и Гусев. Врачи предупреждают об опасности, но, понимая важность своей работы, ученый продолжает опыты. После ряда неудач обращается за помощью к Куликову, талантливому теоретику, другу. При проведении эксперимента, закончившегося успешно, Гусев получает новую дозу облучения. Скрывает это ото всех, даже от Лёли, ставшей его женой, которая неверно истолковывает его замкнутость. Работу продолжает Куликов. Он полагает, что открытый Гусевым эффект — значительный вклад в науку. Гусев решает бороться до конца и настаивает на проведении ему операции по пересадке костного мозга.
Предыстория
Эпоха хрущевской оттепели нашла непосредственное отражение во многих произведениях литературы и искусства. Мэтры социалистического реализма после XX-го съезда КПСС обращаются к новым темам. Юлий Райзман в 1958 году снял фильм «Коммунист», Иван Пырьев взялся за постановку «Идиота». Классик советского кинематографа Ромм, известный по фильмам «Ленин в 1918 году» и «Ленин в Октябре», в 1960 году начинает работу над сценарием фильма «Девять дней одного года».
Этот период вошёл в историю как противостояние «физиков» и «лириков». Начало 1960-х: первые полёты в космос, военное и мирное использование атомной энергии, открытие трансурановых элементов — все эти темы широко обсуждаются в советской прессе и вызывают неподдельный интерес общественности. Глубокие нравственные вопросы морального облика учёных, занимающихся темой разработки ядерного оружия, важная тема, затронута в этой и многих других советских картинах 1960-х годов (Выбор цели, Укрощение огня).
Работа над картиной
Для фильма с рабочим названием «365 дней» Михаил Ромм собрал совершенно новую команду людей, с которыми он ранее не работал .
На главные роли были приглашены популярные актёры Юрий Яковлев и Алексей Баталов. Перед самым началом съёмок Яковлева, попавшего в больницу, пришлось заменить Иннокентием Смоктуновским. На главную женскую роль была приглашена молодая и малоизвестная актриса театра «Современник» Татьяна Лаврова. Роль Лёли стала для Татьяны главной в её кинокарьере, в дальнейшем она посвятила себя главным образом театру .
Я с огромным интересом работал над образом Дмитрия Гусева. Жизнь этого ученого-атомщика заполнена упорным, осмысленным и притом совершенно не бросающимся в глаза подвигом. Роль Гусева особенно привлекает меня тем, что он — человек сегодняшнего дня, глубоко интеллигентный, можно сказать — человек новой советской формации
— Алексей Баталов Сценарий фильма был написан Храбровицким совместно с Роммом. Оператором картины стал также дебютант Герман Лавров. Во многих отношениях картина стала новым словом в советском кинематографе. Специалисты отмечали необычную трактовку музыкальной темы и звукорежиссуры — собственно музыки там почти нет, есть только некое звуковое сопровождение технологического толка. Новым словом в картине также стали и декорации.
Съёмки фильма заняли 6 месяцев. 5 марта 1962 года в московском кинотеатре «Россия» состоялась премьера .
В фильме участвовали 7 актёров, которые позднее были удостоены звания народного артиста СССР: Баталов (1976), Смоктуновский (1974), Плотников (1966), Блинников (1963), Гердт (1990), Евстигнеев (1983), Дуров (1990). Режиссёр Михаил Ромм был народным артистом СССР с 1950 года.
Достоверность
События, которые легли в основу сценария, до известной степени реальны. Научным консультантом в картине был лауреат Нобелевской премии по физике 1958 года Игорь Тамм. Конец 1950-х и начало 1960-х время значительных успехов в области управляемого термоядерного синтеза. Тогда начались смелые эксперименты советских учёных на установке МТР. Случай с так называемыми «фальшивыми нейтронами» получил широкую огласку, но в реальности управляемой термоядерной реакции, о которой так мечтал герой фильма Гусев, тогда не произошло.
В целом физическая картина вымышленного эксперимента в фильме отражена достаточно верно. Если бы эксперимент прошёл удачно, то одной из характеристик, по которой можно об этом судить, была бы высокая эмиссия нейтронов.
Ромм пытался в своём фильме показать изнутри жизнь научно-исследовательского ядерного института, пафос и психологию работы над мирной (и — за кулисами — немирной) термоядерной тематикой. Мне первоначально фильм скорее понравился; теперь мне кажется, что его портит слишком большая «условность» большинства ситуаций.
Проблематика
Карен Шахназаров отозвался о работе Ромма как о «самой шестидесятнической картине». Классик кинематографа личным примером показал, что наступило время нового взгляда на действительность, новых проблем, которые интересуют публику.
Герои картины, учёные отрешённые от мирских проблем и, одновременно, вполне живые люди, которые любят, спорят и учатся. Учитель главного героя погибает во время рискованного эксперимента, но Гусев идёт к цели несмотря ни на какие опасности. Его не интересуют материальные блага или признание и слава. Формально в картине присутствует любовный треугольник, однако романтическая тема уходит на второй план. И дружба и любовь — всё легло на алтарь науки во имя прогресса .
Построение картины как о девяти днях одного года стало примером нового «бесфабульного» монтажа картины. От классической «линейной» сюжетной последовательности режиссёр переходит к новому организующему началу. Разрозненные эпизоды картины объединены только общей авторской идеей .
Лента вызвала неоднозначную и подчас резко критическую реакцию уже на этапе работы над сценарием, но риск режиссёра затронувшего новаторскую тему оправдался. Прокатный успех, призы ведущих кинофестивалей, споры в прессе и среди рядовых зрителей — всё это было свидетельством фильма, как культового явления для своего времени.
Фильм остался моментальным снимком исторического мгновения, с его радостной верой в могущество познающего разума; с его надеждой, что главное в жизни человечества случится уже завтра; с его готовностью работать на это завтра до самозабвения и самопожертвования и с его иронией к самому себе, к собственным готовностям. А главное, с его счастливым ощущением обновления.
Критик газеты New York Times Дж. Хоберман, сравнивая работу Ромма с картиной «На берегу», отметил объединяющий их мотив негативного настроения и обречённости. Фильм, наряду с такими работами, как «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Гамлет», попал в международный кинопрокат и стал наглядной иллюстрацией оттепели в СССР для иностранного зрителя .
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
«Хрустальный глобус» главный приз МКФ в Карловых Варах—62;
Главная премия МКФ трудящихся (Чехословакия—62);
Почетный диплом МКФ в Сан-Франциско—62;
Почетный диплом МКФ в Мельбурне—65;
Приз клуба польских кинокритиков «Варшавская сирена» за лучший зарубежный фильм на экранах Польши (поровну с фильмом «Голый остров», 1962);
Лучший фильм 1962 года по опросу журнала «Советский экран»;
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1966).
Лидер проката 1962 г. (23,9 млн зрителей). Одна из наиболее значимых советских картин 1960-х годов.
КРИТИКА
"Единственное, что способны вызвать в сердце старые советские фильмы — чувство неполноценности. Сделать ТАКОЕ кино кажется уже невозможным. Михаил Ромм снял «Девять дней одного года», на время оторвавшись от преподавания во ВГИКе. Получившаяся картина стала одной из лучших как в биографии Ромма, так и во всей истории кинематографа СССР. Молодой физик Гусев (Алексей Баталов) проводит испытания на фронтире науки: исследует плазму, нейтроны и еще что-то в подобном роде. Результатом его работы может стать невероятно мощный источник энергии. То, что на научный алтарь положены дружба (с героем Иннокентия Смоктуновского) и отношения с любимой девушкой (Татьяна Лаврова), воспринимается как неприятная необходимость. Но хуже того — Гусев получает передоз рентгенов, и теперь может умереть даже при небольшом облучении.
Главный герой фильма — атомная энергия. Она — единственный смысл существования Гусева. Она оправдывает его холодность к жене, ссоры с другом и жесткость к коллегам. Она нужна стране и всему человечеству. Она может помогать людям и уничтожать их. Она заставляет Гусева жить, и она же его убивает.
Эстетика «Девяти дней» очень близка калатозовским «Журавлям»: черно-белая пленка, подчеркнутый свет, унаследованное от Эйзенштейна внимание к монтажу и построению кадра. И у Ромма, и у Калатозова на первом плане оказывается конфликт личных и общечеловеческих проблем. И финал в этом противостоянии одновременно трагичен и жизнеутверждающ: Гусев, конечно же, умрет, но за кадром. А в кадре, уже смертельно больной, он приглашает товарища и жену в «Арагви».
В фильме есть много вещей, которыми можно наслаждаться по отдельности: блестящие съемки, замечательные диалоги, лучшие актеры того времени. Все вместе сливается в один невероятный фильм — энергии в котором больше, чем в целой атомной электростанции". Ким Белов. "В последнее время все чаще многне сценаристы и режиссеры говорят об интеллектуальном кинематографе, о кинематографе яркой и сложной мысли.
Михаил Ромм, выдающийся режиссёр — один из самых горячих приверженцев "кинематографа мысли" Сам он не раз говорил о том, как не легко браться за новое, как мучительно сложно преодолевать укоренившиеся навыки. А необходимо ли это? Для художника, решившегося сказать новое слово в киноискусстве — да! Для Михаила Ромма, всегда ищущего, чьё дарование от природы наделено чертами новаторства -вдвойне!
В течение двух лет работали Михайл Ромм и Даниил Храбровицкн над сценарием об ученых-физика; о людях, которые силой своего ума завоевывают будущее человечества. Герои сценария были необычными людьми. Их можно назвать самым современными современниками. Первоначально Ромм назвал свою картину «Я иду в неизвестное»..Ведь он собирался не просто перенести на экран современные лаборатории, научную работу физиков на фоне траднционного сюжета. Нет, он хотел проникнуть "В самое- существо работы, жизни, мировоззрения, чувств современных советских физиков. Он брался за тему чрезвычайно интересную, важную и совершенно непоказанную в нашем кинематографе"
Отправляясь «в неизвестное», режиссер придирчиво оценил весь свой творческий опыт, от многого отказался, многое решил искать заново.
На главные роли двух, очень непохожих друг на друга, физиков о выбрал прекрасных актеров, с которыми прежде никогда не работал-Алексея Баталова н Иннокентия Смоктуновского. Сложную женскую роль Ромм поручил актрисе театра «Современник» Татьяне Лавровой. Опытнейший режиссер пригласил снимать фильм совсем молодого оператора Германа Лаврова.
Съемки продолжались всего шесть месяцев.
И вот новый фильм Михаила Ромма, названный "9 дней одного года" вышел на экраны страны. .Его смотрят самые разные, аудитории, и везде очень непростой, поднимающий большие проблемы нашего времени, фильм встречает сочувствие, рождает волнение, споры.
Как сделан этот фильм? Он весь подчинён смыслу происходящего, строго ограничен им. Ярко и точно играют актёры Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский создающие интереснейшие образы друзей — физиков Дмитрия Гусева и Ильи Куликова.
Новая тема потребовала от постановщика и новых средств выразительности. Отсюда — основной сценарный прием: "9 дней года", в которых отобрано самое главное, что мы должны узнать о людях. Отсюда -изобразительное решение картины. Режиссер и оператор просто, скупо я бы сказал, обыкновенно, сняли огромные коридоры института, лаборатории, научный городок, «пятачок на котором танцуют, физики. И такой показ приобрел черты подлинно зрелишности и правдивости. В картине нет обычной музыки, хотя в титрах и значится композитор. Мы слышим только шумы и звуки. И это своеобразный вызов симфоническим оркестрам которые во многих фильмах к месту и не к месту сотрясают души зрителей.
Фильм начинается «днем первым», когда в большом сибирском научно-исследовательском институте было сделано важное открытие. Но во время сложнейшего опыта руководитель работы Синцов получил смертельную дозу радиации.
Мы видим последние часы его жизни. Могучий, неукротимый, кипящий энергией человек. Он знает о своей неминуемой гибели. Но, отстранив прочь мысль о ней, он работает додумывает, оценивает смысл открытия и лишь однажды с яростью и болью говорит о том, что умирают вот эти его руки, плечи, голова.
Огромный смысл в этом эпизодическом образе, открывающем картину. Показав трагическое столкновение жизни и смерти, авторы картиаы требуют, чтобы мы задумались над смыслом человеческой жизни.
Работу Синцова продолжает молодой физик Дмитрий Гусев. Но не только о борьбе за научное открытие рассказывают нам авторы фильма. Они заставляют нас размышлять о человеческой совести и о долге, о подлинной любви, о силе духа. В «день первый», находясь во время опыта рядом с Синцовым, Гусев получил дозу-радиации, признанную неопасной. Но он уже был однажды облучён. Нынешнее облучение должно стать для него смертельным. Об этом, кроме него, никто не знает.
Об этом узнает лишь девушка Лёля и, узнав, станет его женой.
Нам покажут лишь девять дней одного года, по нескольку часов каждого дня. Это будут дни необычайные н самые обыкновенные, радостные и горькие. Но всякий раз.мы будем помнить и знать вместе с героем, что его ожидает. Авторы фильма ни разу не воспользуются спасительным рецептом Надежды, не сообщат нам о внезапной перемене к лучшему. Нет, ни на минуту не снимая трагизма, они заставят нас вместе с героем идти к цели, за которую отдана жизнь.
К цели? Гусеву блестяще удается трудный опыт. Кажется, он стоит перед огромным открытием. Но потом — непрерывная, длящаяся месяцами полоса неудач.
Да, все идет не по кинематографическому трафарету. Гусев так а не получит желаемого результата. Он сам, не дав себе ни малейшей скидки, оценит свою работу, как исследованный и отвергнутый, оказавшийся неверным, «один из ста вариантов». И несмотря на это, и не соглашаясь с этим, мы оценим судьбу героя, как пример прекрасной, благородной человеческой жизни, как осуществленную победу не ученого, но гражданина, человека.
В этом глубинный смысл роммовской картины.
...Мы прощаемся с героем фильма в .самые трудные минуты его жизни. Лишь операция, совершенно новая, никогда не производившаяся, может спасти Гусеву жизнь.
Ромм не досказывает истории. Мы не знаем,-будет ли жить Гусев, и удастся ли ему завершить свою работу. Но мы хотим, всеми силами души хотим, чтобы не погибал этот человек, чтобы победил он! И это рождает светлое, оптимистическое чувство.
Этим чувством проникнута и вся новая картина Михаила Ромма".
|