Сценаристы: Александр Адабашьян, Никита Михалков, Сузо Чекки Д'Амико
Оператор: Франко Ди Джакомо
Композитор: Франсис Ле
Художники: Александр Адабашьян, Марио Гарбулья
Страна: Италия
Год: 1986
Премьера: 25 сентября 1987 (Рим), 26 сентября 1987 (Нью-Йорк)
Актеры: Марчелло Мастроянни, Елена Сафонова, Всеволод Ларионов, Сильвана Мангано, Марта Келлер, Паоло Барони, Пина Чеи, Роберто Герлицка, Дмитрий Золотухин, Юрий Богатырёв, Иннокентий Смоктуновский
Герой фильма итальянец Романо (Марчелло Мастроянни) в молодости женился по любви на богатой однокурснице, переехав жить к ней в огромное родовое поместье. За годы супружеской жизни его творческая натура (архитектор по образованию, шутник и изобретатель по характеру) стала чахнуть в отсутствие необходимости ко всякому духовному устремлению, тогда как любовь ослабела, осталась лишь привычка. Поэтому время от времени, когда жизнь дома становится слишком утомительной, Романо едет на курорт, где отдыхая и принимая оздоровительные процедуры, заводит любовные романы.
Однажды в одну из таких своих «оздоровительных» поездок главный герой знакомится с застенчивой русской женщиной по имени Анна (Елена Сафонова), в которую сразу влюбляется. Анна отвечает ему взаимностью и между ними вспыхивает любовь. Разрываясь между долгом и чувством, замужняя Анна, не попрощавшись с Романо, уезжает домой, оставив ему лишь прощальное письмо, написанное на незнакомом ему русском языке (при том, что сама Анна свободно владеет итальянским). Романо решает последовать за ней и добиваться руки своей новой возлюбленной.
Проявив немалую артистичность и изобретательность, чтобы получить визу на поездку в Россию (прикинувшись, например, предпринимателем, желающим открыть в России завод по производству небьющегося стекла), Романо получает возможность отправиться за своей возлюбленной. После долгого путешествия из Петербурга герой, наконец, находит Анну в городе Сысоев (на экране показана Кострома) и узнаёт о том, что она состоит в браке с известным в городе крупным чиновником (Иннокентий Смоктуновский). Анна едва ли не лишается чувств, когда встречается с Романо в Сысоеве.
Романо узнает, что Анна по-прежнему его любит. Ослеплённый счастьем герой обещает ей по приезде в Италию немедленно развестись и вернуться за ней в Россию, чтобы жениться и забрать с собой в Европу. По возвращении домой оказывается, что его жена-аристократка переживает настоящий кризис — её семья обанкротилась. Чувство долга, смешанное с ностальгическим воспоминанием о счастливой молодости, удерживает Романо в Италии рядом с женой. Спустя время герой забывает об Анне и данных ей обещаниях.
В связи с рамочной структурой сюжета (рассказ в рассказе) зритель знакомится с главным героем спустя 8 лет после этой истории любви, которую постаревший Романо рассказывает случайно встретившемуся русскому путешественнику (Всеволод Ларионов), понимающему по-итальянски.
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Номинация на "Оскар", Лучший актер (Марчелло Мастроянни).
Приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль, 1987 (Марчелло Мастроянни)
КРИТИКА
В одном из интервью Никита Михалков говорил, что в картине "Без свидетелей" ему хотелось пойти по пути максимального самоограничения, по мере возможности отказаться от всех режиссерских "аттракционов", которыми он уверенно овладел в предыдущих работах: героев всего двое, они замкнуты в интерьере одной стандартной квартиры... Не знаю, намерено вышло так или нет, но "Очи черные" производят полярное впечатление. Кажется, что постановщик решил не отказывать себе ни в чем: в ход идет любой аттракцион, гэг, малейшая режиссерская прихоть...
Немало речей - устных и письменных - было у наших мастеров относительно права на самую вольную трактовку классики. Что ж, в "Очах черных" Никита Михалков, бесспорно, получил "карт-бланш". И что же? В итоге экранизация прозы А.П.Чехова/в основу сценария положена "Дама с собачкой"/, на мой взгляд, превратилась в странный набор сцен в духе лубочных картинок.
Правда, в нескольких эпизодах, снятых в России, чувствуется сатирический, комедийный дар постановщика. Чего стоит, к примеру, сцена, где на вокзале провинциального города местный предводитель дворянства встречает заграничного гостя. Но в целом, к сожалению, "Очи..." - один из самых ярких образцов "экспортного варианта" режиссуры, когда в угоду запросам международного рынка талант блекнет в мишуре с виду эффектного, но пустого фейерверка.
Скажу честно - Никита Михалков один из моих кинофаворитов, тем неожиданней и огорчительней было ощущать в "Очах черных" потерю меры и вкуса...