Актеры: Татьяна Друбич, Василий Мищенко, Сергей Шакуров, Ольга Белявская, Александр Кайдановский, Вячеслав Кононенко, Екатерина Васильева, Сергей Хлебников , Галина Петрова, Валерий Левушкин, Анатолий Малашкин, Александр Самулекин, Андрей Халявин
Спасатель Вилька, от лица которого идет повествование - один из героев фильма - работает на лодочной станции провинциального городка, где снимается документальное кино о местном учителе литературы Ларикове. Но фильм не о нем, а о маленькой школе, где есть его ученики - разные, а в основном трудные подростки и для кого-то он - любимый, а для кого-то - "просто" учитель литературы. Той самой литературы, герои которой привязали ученицу, а теперь студентку Асю к этому странному, доброму, открытому, но жесткому учителю Ларикову, испугавшемуся настоящих чувств.
КРИТИКА
В фильме "Спасатель" сценариста и режиссера Сергея Соловьева интересуют вечные темы искусства: добро и зло, дружба и предательство, любовь и ненависть, совесть, долг, Красота...
...Андрей Лариков - школьный учитель литературы, педагог по призванию. Талант, сеющий "разумное, доброе, вечное"... Но как быть с теми, кто воспринял уроки Ларикова как норму жизни? А такой человек нашелся - вчерашняя десятиклассница Ася Веденеева. И во взаимоотношениях Аси и ее бывшего учителя заложена главная идея фильма - об опасности прикосновения к Прекрасному.
-Я сильно любила одного человека. И очень верила ему. А потом он взял и предал меня... Вот тут-то жить мне по-настоящему расхотелось...
В этих словах Аси - крик души, драма человека, разочаровавшемся в Идеале.
Сергей Соловьев не спешит преподнести готовых дидактических решений. Название "Спасатель" в фильме многозначно. Лариков стремится спасти души своих учеников от эгоизма, черствости, двоедушия. А бывший Асин одноклассник Виля спасает ее в прямом смысле слова - вытаскивает из воды...
Удивительно, вызывающе даже, красив мир в этом фильме. "Люблю я пышное природы увяданье" - как бы вторя поэту, события картины проходят перед нами словно в "волшебном кристалле элегии" (А.Медведев). Так возникает сцена, где Ася и Лариков прячутся под деревом от дождя. Камера Павла Лебешева окутывает эти кадры оранжевой дымкой ностальгии. А потом в изображение вернется цвет. И еще будут протяжно шелестеть желтые листья. И вновь прольется дождь.
И заклубится туман над старинным уютным городом...
И природа, и озеро, и пустынный пляж, и старая, под стать самому городу, спасательная станция доверчиво открывают нам свою неброскую красоту.
Гармония природы, гармония устоявшегося мира старины противопоставляется человеческой неустроенности, сомнениям не только в изобразительном решении: через всю картину проходит элегическая, печальная и светлая мелодия И.Шварца...