Сюрреалистическая драма по мотивам одноименной новеллы Уильяма Фолкнера. Первый российский фильм на тему войны в Афганистане и афганском синдроме.
Валера Мартынов по кличке Мартын, молодой парень из приличной семьи, вместе со своим другом, Рыжим, прямо со студенческой скамьи попадают на службу в Таджикистан, а потом на афганскую войну. Сначала ничего страшного не происходит: они несут обычную службу в учебном полку в Таджикистане. Они дурачатся, шутят, например, поют текст «Божественной комедии» Данте Алигьери на мотив военного марша. Рыжий на плохом счету у армейского начальства, потому что задает «неправильные» вопросы на политзанятиях, а заодно с ним достается и Мартыну. После одного такого случая они получают приказ зарыть столб с каким-то знаком неподалеку от домика, где живут юная красавица Камилла и её строгий брат. Мартын и Камилла очень нравятся друг другу.
В Афганистане судьба разлучает их — Мартын попадает в госпиталь, а когда возвращается обратно в часть, ему рассказывают, что с Рыжим остальные бойцы отказываются ходить на боевые выходы — он никогда не стреляет по противнику, только в воздух. Отделение Мартына в это время «на броне» движется по дороге. Внезапно БМП останавливается: прямо посередине лежит деревянный ящик с надписью «бакшиш шурави» (подарок советским солдатам). В нём Мартын находит куски тела друга. Мартын сгоряча вершит месть: хитростью захватив БМП, он на ней въезжает в ближайший кишлак. Когда до него добрались свои, БМП горит, а Мартын ранен. В госпитале ему ампутируют ногу.
После войны и госпиталя Мартын становится другим человеком. В нём нет больше зла, но нет и прошлого обаяния. И теперь ему кажется, что его Нога материализовалась, она жива, она стала убийцей. Он просит призрака Рыжего, который постоянно является ему, найти Ногу, убить и похоронить её. Мартын завидует Рыжему потому, что прежде чем умереть, тот никого не убил. Выйдя из госпиталя, получив экспериментальный протез, Мартын поселяется в первом попавшемся на слух городе. К нему приезжает навестить его брат. После их встречи у брата случается истерика.
Тем временем оказалось, что красавица Камилла убита, и в её вещах найдена фотография Мартына, с наглым взглядом и пошлой подписью. Жители рассказывают, что слышали характерный смех Мартына недалеко от места, где она была убита. Мартына привлекают к следствию, но у него есть алиби, в то время он лежал в госпитале. Брат Камиллы находит Мартына и пытается отомстить ему, от ножа Мартына спасает только протез, о который брат спотыкается. Мартын убедился для себя в том, что Нога — его двойник, действительно жива, потому что она творит зло. Мартын собирается и уезжает из города, возвращается в Таджикистан, где когда-то жила Камилла. В финале фильма он встречается со своим двойником, воплощением зла, один на один. Всё заканчивается самоубийством главного героя.
В ролях
Иван Охлобыстин (под псевдонимом Иван Чужой) — Валерий Мартынов (Мартын), двойник Мартына
Пётр Мамонов — брат Мартына
Иван Захава — Рыжий
Наталья Петрова — Камилла
Фархад Махмудов — Брат Камиллы
Людмила Ларионова — соседка тетя Люда
Шерали Абдулкайсов — следователь
Оксана Мысина — сослуживица Анжелика
Надежда Кожушаная, Елена Гольянова, Наталья Каширина — медсестры в госпитале
Съёмочная группа
Сценарист: Надежда Кожушаная
Режиссёр: Никита Тягунов
Оператор: Сергей Любченко
Композитор: Олег Каравайчук
Продюсер: Александр Михайлов
Директор: Ренат Давлетьяров
Художники: Николай Сахаров, Владимир Ерофеев
История создания
Написание сценария
Молодой режиссёр-дебютант Никита Тягунов задумал экранизировать рассказ «Нога» американского писателя Уильяма Фолкнера и предложил эту идею кино драматургу Надежде Кожушаной. В процессе обсуждения материала создатели фильма пришли к выводу, что идею Фолкнера необходимо положить на конкретную тему, и это должна быть русская тема, и персонажи с определенным менталитетом. Речь пойдет о любой бессмысленной, неправедной войне. Начинали думать про 1917 год в России, но позже решили брать более близкий к настоящему времени материал. Так возникла тема афганской войны.
Материал этой войны был знаком Надежде Кожушаной по рассказам её друга, писателя Сергея Рядченко, который как-то раз, когда они вместе учились на Высших курсах сценаристов и режиссёров, выбрал её в буквальном смысле для исповеди, и рассказал ей многое о своем участии в этой войне. В начале 1980-х годов эта тема была не подлежащей разглашению. Помня его боль, Надежда согласилась заниматься афганской темой.
В процессе работы выяснилось, что написанного материала хватает на полнометражный фильм, а не фильм-дебют, как первоначально задумывал Никита Тягунов. Совершенно случайно заявка на фильм попала к Александру Александрову, главному редактору Центра кино и телевидения для детей и юношества Ролана Быкова. Прочитав заявку, Быков тут же решил: «Никаких дебютов — это моя картина». Производство фильма было запущено на его студии 12А.
В процессе написания сценария создатели фильма узнавали большое количество фактов о войне. Консультантами были рядовые солдаты.
Подбор актёров
На роль главного героя, Мартына, было попробовано уже около восьмидесяти человек. На роль друга Мартына, Рыжего, подобрали актёра Ивана Захаву, с характерным профилем — орлиным носом. Эту особенность решено было обыграть в самом начале фильма, в эпизоде, где друзей во дворе дома на улице стригут девушки. Мартына зовут уходить — он отвечает: «Сейчас, только Рыжему нос подрежу!»
Главный герой картины все ещё не появлялся. Тогда оператор-постановщик Сергей Любченко позвал на пробы своего соседа по общежитию ВГИКа, учащегося тогда на режиссёрском факультете Ивана Охлобыстина, так объяснив задачу: «Нужно сыграть демона соцреализма». К тому времени Иван снял уже два короткометражных фильма, получил призы. Появившегося неожиданно на пробах, его назвали чудом и утвердили, так как он показал себя яркой личностью, с нестандартным мышлением.
После этого появилась проблема с ролью брата Мартына, так как партнера для Ивана было подобрать практически невозможно. Никита Тягунов предложил эту роль своему другу Петру Мамонову.
Съёмки
Съёмки фильма проходили в Крыму и г. Рыбинск, долго и сложно. Был момент в процессе, когда картина была под угрозой закрытия. Но Ролан Быков волевым решением назначил директором картины молодого амбициозного Рената Давлетьярова. Ренату было тогда двадцать пять лет, это была его первая картина. До сих пор он считает эти съёмки самыми сложными в своей карьере. Тогда ему удалось возобновить процесс съемок, и довести его до конца.
В процессе создания картины Иван Охлобыстин многое придумывал сам для развития своей роли. Например, деталь — склад одинаковых желтых рубашек в чемодане у Мартына, и многое другое.
Художественные особенности
В картине отсутствуют сцены битв и сражений, атмосфера и главная мысль переданы другими способами. Изменившейся внутренний мир человека, прошедшего через войну, показан через его отношения с внешним миром. Главный герой находится непосредственно на войне лишь небольшую часть фильма. Но боль героя, изменение его сознания и образа жизни, показанные после, точнее и глубже отражают идею абсурда любой неправедной войны, и войны в принципе.
В фильме отсутствуют так называемая «чернуха», натурализм и эпатаж. Красота природы военных мест, куда возвращается Мартын в финале фильма, уже изменившийся, хромающий на протезе и с палочкой, одетый торжественно в костюм — подчеркивает ценность и красоту жизни, усиливает ощущение надломленности души главного героя. Неслучайно его проход по горам под вальс Олега Каравайчука на место убийства Камиллы, место, где он первый раз её увидел и влюбился, место, где живёт его двойник — зло, которое ушло из него с отрезанной ногой, показан так длинно и намеренно красиво.
Музыка
Олег Каравайчук, композитор, сыграл для фильма в новой интерпретации уже сочиненный им ранее «Вальс Екатерины Великой с фаворитами». Этот же вальс звучал также позднее в документальном фильме о Николае II. Композитор утверждал, что для главного героя картины, одноногого, необходим именно вальс. И убеждал в этом режиссёра Никиту Тягунова, часами наигрывая ему вальс по телефону (хотя расслышать что-то было довольно сложно). Композитор оказался прав — вальс раскрывает внутреннее состояние героя.
В процессе переосмысления музыки к фильму композитор предъявил директору и звукооператору длинный список необходимых ему шумов, которые он потом использовал в процессе записи: от звуков горящей мечети до шороха гремучей змеи, ползущей по песку. Директор картины Ренат Давлетьяров упрощал некоторые запросы, без ведома композитора. Например, было представлено звучание не каких-то конкретных сверчков, по причине их особого ни с чем не сравнимого звучания, а просто запись сверчков, которую удалось достать.
Цитаты от создателей фильма
Журнал «Экран», № 4 1992 год:
Никита Тягунов об Иване Охлобыстине: «Ваня сразу объявил: „Никита, я не актёр, я — чудовище". Надежда звала его „божественная обезьяна". В нём такое количество энергии, совершенно фантастической и не всегда направленной в нужную сторону, что удивительно, как он до сих пор сидит в кресле, а не на шкафу или не бегает по потолку…»
Никита Тягунов о братьях по фильму, Охлобыстине и Мамонове: «Столкнулись две индивидуальности, яркие, да ещё не рассчитано — вдруг! — похожие».
Иван Охлобыстин: «В принципе с самого начала было понятно, что здесь нужно. Война делает людей искренними, а я знаком с такими людьми. Петя Мамонов тоже искренний, сейчас это очень редко в людях. Меня в фильме как бы четыре человека, все Искренние: студент в шиллеровской шляпе, искренний солдат, демон соцреализма и последний — САМА ИСКРЕННОСТЬ. САМА ИСКРЕННОСТЬ — самая кайфовая. Картина поколебала моё представление о реальности — я думал, ничего не получится».
Статья «Я — пас», «Искусство кино», 1993, № 5:
Надежда Кожушаная: «Мы с Никитой Тягуновым влезли по уши в Афганистан. Мы — познали. Поверьте, это знание не даёт силы. Это знание — разрушает.» «Снимать Афганистан как войну — это преступление.»
Призы и награды
Гран-при Международного Кинофестиваля в Потсдаме (Германия)
Лауреат и призёр фестивалей в Финляндии и Испании
Спец-приз на фестивалях в Киеве и Москве
Спец-приз в Карловых Варах
1991 г. — Диплом Кинофестиваля «Молодость» (Иван Охлобыстин)
1992 г. — Приз за лучшую актёрскую работу в конкурсе «Фильмы для избранных» на Кинофестивале «Кинотавр» (Иван Охлобыстин)
1992 г. — Приз фирмы «Кан ко кан» с формулировкой «за высокое художественное мастерство и любовь к кино» на Кинофестивале «Дебют» (г. Москва)
1992 г. — Приз «Золотой овен» за сценарий фильма (Надежда Кожушаная), с формулировкой «За постоянство высокого художественного уровня»
1993 г. — Статья «Я — пас» Надежды Кожушаной, о фильме и об афганской войне, в журнале «Искусство кино», 1993, № 5 была названа лучшей публикацией номера.