Брежневская эпоха, Ленинград. Первый секретарь Краснопролетарского райкома комсомола Николай Петрович Шумилин должен пойти на повышение — вторым секретарём горкома. Напоследок он отмечает это назначение со своими коллегами — в баньке, с алкоголем и девочками. Однако не всё складывается гладко — вернувшись домой с оргии, Николай неожиданно узнаёт от жены, что та собирается подать на развод.
А утром выясняется, что ночью в райком забрались подростки, которые устроили здесь распитие портвейна, а затем погром. Помимо этого они похитили кубок спартакиады и знамя. И это произошло накануне юбилейного слёта районной комсомольской организации, который должен пройти в Дворце спорта «Юбилейный». Секретарь райкома КПСС Ковалевский требует от Шумилина в течение двух дней разобраться с ситуацией.
Оказавшись в безвыходной ситуации, Николай пытается найти помощь у своей бывшей любовницы — секретаря обкома КПСС Королёвой. Однако та соглашается на свидание, при этом говорит, что помочь в ситуации со знаменем не может. Ковалевский намекает, что Николай отделается минимальным наказанием. Тогда во время заседания комсомольской организации завода Шумилин решает рубить правду-матку.
Затем Николай идёт к своей любовнице Тане, с которой после сексуального контакта отправляется в молодёжное кафе на дискотеку. Там неожиданно вместо вазы для цветов им дают похищенный из райкома кубок. После этого милиция достаточно быстро вычисляет похитителя знамени — подростка из неблагополучной семьи Юру Семёнова. Затем выясняется, что теперь Шумилину инкриминируют его речь на заводе, а райкому просто выделяют новое знамя. Однако в самом финале Ковалевский сообщает, что из выступления Николая на заводе решено сделать почин — всесоюзный урок искренности.
Общественная реакция
Фильм вышел на экраны в 1988 г., когда нарастающий кризис комсомола был очевиден, и стал мощным ударом по престижу этой организации: «Учительская газета» писала, что «понятие „комсомол" после фильма „ЧП районного масштаба" у многих стало вызывать изжогу».
В ролях
Игорь Бочкин — Николай Петрович Шумилин, первый секретарь Краснопролетарского райкома ВЛКСМ
Елена Анисимова — Надежда Геннадьевна Комиссарова, третий секретарь райкома ВЛКСМ
Юрий Демич — Околотков, секретарь горкома ВЛКСМ
Виталий Усанов — Олег Чесноков, зав. отделом райкома ВЛКСМ
Леонард Варфоломеев — Владимир Сергеевич Ковалевский, секретарь райкома КПСС
Валентина Панина — Людмила Александровна Королёва, секретарь обкома КПСС
Надежда Ицкова — Галя, жена Николая
Юрий Кузнецов — капитан Мансуров, следователь
Елена Антонова — Таня, любовница Николая
Эвелина Блёданс — Милочка, секретарь
Надежда Румянцева
Семен Фурман — ведущий слёта
Николай Дик — инструктор
Герман Орлов
Анатолий Сливников — водитель Шумилина
Алла Мурина — Эллочка
Сергей Войтов — Шестопалов
Сергей Волков — Бутенин
Леонид Андриянов — Локтюков
Василий Малов — Максим
Андрей Смирнов — Цимбалюк
Александр Шурыгин — Хомич
Ольга Чайникова — мать Семёнова
КРИТИКА
Сатирический фильм "ЧП районного масштаба" обращает зрительские взоры к ранее запретной теме жизни комсомольских работников. Разумеется, и прежде на экране появлялись эти серьезные люди с аккуратными прическами и значками на темных пиджаках. Но показывались они, если так можно выразиться, в официальной версии: стойкими и бескорыстными борцами за идею. Сергей Снежкин вслед за Юрием Поляковым осмелился показать изнанку этих недавних "кумиров" экрана. Вероятно, самая сильная сцена фильма - пир в сауне, где полуголые работники райкома пьяными нестройными голосами распевают комсомольские песни, отдыхая таким образом после тяжелого трудового дня, где им "скопом" пришлось принимать в ряды ВЛКСМ около сотни старшеклассников. Что и говорить, авторы фильма бьют по бюрократизму "аппарата" не в бровь, а в глаз, разоблачая его показуху, формализм, карьеризм, начетничество, неинтеллигентность . Хорошо, что эти разоблачения даются с изрядной долей иронии, без истеричного педалирования страстей. "ЧП районного масштаба" - грамотная, профессиональная работа. Но в конце 80-х, когда "смелость" стала "разрешена" и даже превратилась в конъюнктуру, хотелось видеть картину более глубокую и неоднозначную...