История начальника уголовного розыска города Унчанска, Ивана Лапшина, короткий кусочек его жизни и жизни его друзей, товарищей и знакомых. События фильма, происходящие в 1930-е годы, подаются от имени человека (в ту пору 9-летнего мальчика), который рассказывает о них много лет спустя. В Лапшине нет ничего привычно героического. Несмотря на ужас бессмысленных убийств, с которыми ему приходится иметь дело, Лапшин знает, что в состоянии что-то исправить на этой земле.
В ролях
Андрей Болтнев — Иван Лапшин
Нина Русланова — Наташа Адашова
Андрей Миронов — Ханин
Алексей Жарков — Вася Окошкин
Зинаида Адамович — Патрикеевна
Александр Филиппенко — Занадворов
Юрий Кузнецов — начальник райотдела милиции
Валерий Филонов — Побужинский
Анатолий Сливников — Бычков
Андрей Дударенко — Кашин
В эпизодах
Александр Аристов
Юрий Ароян
Борис Войцеховский
Людмила Волкова
Юрий Козлов
Сергей Кушаков
Наталья Лабурцева
Б. Мелешкин
Александра Николаева
Юрий Помогаев
В. Попова
В. Сиротенко
Владимир Точилин
Нина Усатова
Семён Фарада — Джатиев
Анатолий Шведерский — артист местного театра
Саша Исаков
Валерий Кузин — Рассказчик
Работа над фильмом
Оригинальный сценарий картины, «Начальник опергруппы», был написан ещё в 1969 году и основывался на одноимённой повести Юрия Германа. Однако съемки фильма начались лишь спустя десять лет (в 1979 году), после чего Алексей Герман решил переписать сценарий, при этом сохранив характеры главных героев из повести отца. «Перед нами было два возможных пути — делать фильм приключенческий и делать фильм о любовном треугольнике, — позже рассказывал режиссёр фильма, Алексей Герман, — Мы не выбрали ни тот, ни этот, смешали оба направления — главным для нас была не детективная интрига, не любовная история, а само то время. О нём мы и делали фильм. Передать его — было нашей самой главной и самой трудной задачей». Сценарий был переписан: за основу расследования, проводимого в картине Лапшиным, было взято реальное дело Тюрина и Соловьёва. Во время работы над сценарием в качестве консультанта выступал тогдашний начальник ленинградского угрозыска, который и рассказал сценаристам о методах работы и о деталях дела Тюрина и Соловьёва. Впоследствии Герман в ответ на слухи о том, что высокие чины из МВД собираются заняться контролем картины, говорил: «Пусть лучше заботятся, чтобы у них сейчас все было по закону, а за правду того, что у меня показано про 30-е годы, я ручаюсь. Я же не говорю, что так, как было, хорошо, я говорю, что так было».
При отборе актеров режиссер предпочитал малоизвестные зрителю лица. В результате на главную роль Лапшина был назначен новосибирский актёр Андрей Болтнев, для которого картина «Мой друг Иван Лапшин» стала второй в фильмографии (первой был фильм Семёна Арановича «Торпедоносцы», который, вообще говоря, снимался после фильма «Мой друг Иван Лапшин», но вышел на экраны раньше). Для роли журналиста Ханина нужна была долгая предыстория, места для которой в фильме не было, поэтому на эту роль Герман выбрал более профессионального актера. Среди претендентов были Александр Филиппенко и Анатолий Васильев, но в итоге роль была отдана Андрею Миронову. На роль Окошкина помимо Алексея Жаркова пробовался другой актёр, но он тогда был занят в спектаклях, поэтому роль досталась Жаркову.
Съёмки
Перед самыми съёмками фильма съёмочной группой была проделана огромная работа по воссозданию атмосферы 30-х годов: собирались фотографии 30-х годов, консультировались с милиционерами тех времён, подыскивали места для съёмок, скупали через комиссионные магазины подлинную одежду того времени, корректировали сценарий. Чтобы прочувствовать атмосферу работы уголовного розыска, Герман со своей женой Светланой Кармалитой около месяца провели в тюрьмах, каждый день выезжали на допросы, где их оформляли, как понятых. По его словам, он хотел воссоздать чеховскую атмосферу, поэтому перенёс действия из Ленинграда в провинцию. Места для съёмок Герман «выкопал» в архивах, где нашел вырезку из газеты со снимками деревянной арки и гипсовых пионеров у фонтана. Бо?льшая часть фильма была снята в городе Астрахани.
Съёмочная группа
Юрий Герман
Алексей Герман
Автор сценария: Эдуард Володарский
Режиссёр-постановщик: Алексей Герман
Операторы:
Валерий Федосов
Алексей Родионов
Художник: Юрий Пугач
Музыка: Аркадий Гагулашвили
Монтаж: Леда Семёнова
Звукооператор: Николай Астахов
Редактор: В. Шварц
Консультанты: Е. А. Максимов, М. И. Михайлов
Режиссёры: В. Аристов, В. Никулин
Грим: О. Телова
Костюмы: Галина Деева
Факты
Первое «рабочее» название фильма — «Начальник опергруппы» (фильм был закончен в 1982 году). Фильм был показан в Музее Современного искусства.
Один из прототипов главного героя — работник уголовного розыска Иван Васильевич Бодунов.
Призы и премии
1986 — Гос. премия РСФСР им. бр. Васильевых (Андрей Болтнев, Эдуард Володарский, Алексей Герман, Юрий Пугач, Нина Русланова, Валерий Федосов)
1986 — МКФ в Локарно (Приз «Бронзовый Леопард», Приз FIPRESCI, Приз Э. Артариа — Алексей Герман)
1987 — МКФ в Роттердаме (Премия критики — Алексей Герман)
КРИТИКА
У Алексея Германа есть исключительное своейство воссоздавать приметы прошлого во всех мельчайших подробностях. В каждом кадре его фильма "Мой друг Иван Лапшин" (поставленной по прозе Ю.Германа) ощутим авторский почерк. Герои середины 30-х кажутся не сыгранными, а словно снятыми на черно-белую пленку скрытой камерой тогда, полвека назад...
Выбор актеров безупречен. На роли главных героев - сотрудников угрозыска - режиссер намеренно пригласил актеров непримелькавшихся, удивительно точно вписывающихся в атмосферу времени. Их персонажи - люди, искренне убеждеЂные, что скоро они очистят землю от нечисти, насадят сады, и сами еще успеют нам долго и счастливо жить... Появление в столь "типажной" атмосфере такого популярного актера, как Андрей Миронов, кажется поначалу неожиданным. Но потом понимаешь авторский замысел. Известность актера накладывается в фильме на известность профессии его героя - писателя и журналиста. Среди простоватых приятелей он неизбежно выделяется. Не только франтоватым видом и манерами, но и сотоинием души. За бравадой и веселостью ощутим внетренний надлом...
В этой роли Андрей Миронов освобождается от штампов своих персонажей комедийно-музыкального толка.
Кульминационную сцену фильма - взятие опасной банды - Алексей Герман решает вопреки расхожим клише детективного "ретро". Бандиты в кадре далеки от образов лощеных интеллектуалов, а их подружки - не шикарные дивы из кабаре.
Перед нами - грязные, заросшие щетиной нелюди с почти животными инстинктами. Их убогие "малины" ничем не напоминают эффектные киношные притоны.
Камера оператора Валерия Федосова проводит нас по обшарпанным коридорам какого-то барака. Рваные полушубки, затасканные шинели, грязные платки, озлобленные взгляды испитых лиц. Лапшин с криком "По коням!" врывается в одну из комнат. Выстрел. Звон разбитого стекла. Лихрадочная потасовка. Но мы уже знаем, что у Лапшина начался приступ тяжелой болезни... Только что бандит хладнокровно всадил нож в живот журналиста. Но уйти уму не удалось. Он окружен.
Все происходит жестоко и буднично. Где-то на пустыре, около смрадного сарая с полусгнившими досками. Без напряженной музыки и головокружительных трюков.
Совсем не в духе хрестоматийных для иных детективов сцен в ресторанах, где рослые красавцы-бандиты после перестрелки и рукопашной выбрасываются из окна, чтобы скрыться в полутьме проходных дворов... В "Лапшине..." из-за сарая, с жалобным криком: "Дяденька, не стреляй, дяденька!" выбегает одетый в рванье бандитский главарь и отбрасывает в сторону оружие. На какой-то момент он может показаться жалким, даже несчастным человечишкой, по слабоумию ставшим преступником. Но пуля возмедия, которую без всякого предупреждения посылает Лапшин в поднявшего руки вверх бандита, все ставит на свои места...
Что ждет главных героев фильма затра? Быть может, судьба отмерила им только 2-3 года, и они сгорят в костре сталинских расстрелов и тюрем. А может быть, им удастся дотянуть до начала 40-х. И они погибнут только в июне 1941... Но они об этом пока ничего не знают. Не знаем и мы. Но ощущаем тревожную атмосферу времени...