Иван Грозный смотреть онлайн
Жанр: биография, исторический фильм Режиссер: Сергей Эйзенштейн Сценарист: Сергей Эйзенштейн Операторы: Андрей Москвин, Эдуард Тиссэ Композитор: Сергей Прокофьев Художник: Иосиф Шпинель Страна: СССР Производство: ЦОКС, Мосфильм Год: 1944,1945 Премьера: 20 января 1945 (1 cерия), 1 сентября 1958 (2 серия) Cерий: 2
Фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну. О Московском князе, который из отдельных разобщённых и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство. О Полководце, который возвеличил военную славу нашей Родины на востоке и западе. О Государе, который для решения этих великих задач впервые возложил на себя венец - Царя Всея Руси....
Историческая киноэпопея, ставшая одним из самых значительных событий мирового кино, повествует о борьбе Ивана Грозного за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство. В 1547 году семнадцатилетний московский князь Иван Васильевич взошел на царский престол, а через несколько лет одержал победу в Казанском походе. Ему предстояло пережить смерть первой, горячо любимой жены, измену друга, поражение в ливонской войне и боярский заговор. В борьбе за власть царь был беспощаден. Он стал великим самодержцем и получил прозвище "Грозный".
Первая серия
В первой серии описываются ранний период правления Ивана Грозного, первые восемнадцать лет — до введения опричнины в 1565 году. На это время приходятся военные победы под Казанью.
Вторая серия: Боярский заговор
Во второй серии изображается период 1565—1569 годов. На это время приходится опричнина и наиболее драматический эпизод борьбы Ивана Грозного с боярами, организовавшими, по мнению авторов фильма, заговор с целью убить царя. Во главе заговорщиков встала тётка царя Ефросинья Старицкая, мечтавшая возвести на престол своего сына Владимира.
В ролях
Николай Черкасов — Иван Грозный Михаил Жаров — Малюта Скуратов, опричник Амвросий Бучма — Алексей Басманов, опричник Михаил Кузнецов — Фёдор Басманов, опричник, сын Алексея Басманова Серафима Бирман — Ефросинья Старицкая, тётка царская Павел Кадочников — 1) Владимир Андреевич, сын Ефросиньи Старицкой (1-я, 2-я серии); 2) халдей в «пещном действе» (2-я серия); 3) Евстафий, царский духовник (несохранившаяся 3-я серия) Александр Мгебров — Пимен, архиепископ новгородский Андрей Абрикосов — боярин Фёдор Колычёв, в дальнейшем митрополит московский Филипп Михаил Названов — князь Андрей Михайлович Курбский Людмила Целиковская — Анастасия Романовна, царица (1-я серия) Владимир Балашов — 1) Пётр Волынец; 2) один из отроков в «Пещном действе» (2-я серия) Павел Массальский — Сигизмунд, король польский Ада Войцик — Елена Глинская, мать царя (Пролог, «Детство Ивана») Всеволод Пудовкин — Никола Большой Колпак, юродивый Максим Михайлов — протодиакон Эрик Пырьев — великий князь московский Иван Васильевич в детстве (Пролог, «Детство Ивана») Сергей Столяров — Иван Телепнёв-Оболенский (материал сохранился, но в фильм не попал) Георгий Юматов — монах (вторая серия) Татьяна Панкова — Ефросинья Старицкая (в «Прологе», «Детство Ивана», материал сохранился, но в фильм не попал) Ирина Володко — дама при дворе Сигизмунда Вячеслав Гостинский — посол Сигизмунда Константин Сорокин — пушкарь Ерёма Анель Судакевич — дама при дворе Сигизмунда Семён Тимошенко — Ливонский посол Владимир Уральский — митрополит Георгий Гумилевский — 1) Турунтай-Пронский; 2) пушкарь Фома Олег Жаков — Генрих Штаден (2-я серия, фрагмент 3-й серии) Леонид Косматов — митрополит Вассиан, благословляющий осаждающие Казань русские войска (материал сохранился, но в фильм не попал) Андрей Петров — 1) простолюдин; 2) послушник (2-я серия) Наум Рогожин — придворный Сигизмунда Александр Румнев (Зякин) — Иностранный посол Владимир Шишкин — первый халдей Владлен Давыдов Борис Жуковский — боярин, представитель интересов ливонцев (2-я серия, сцена «Детства Ивана»)
Съёмочная группа
Автор сценария и режиссёр: Сергей Эйзенштейн Второй режиссёр: Лев Инденбом Операторы: Эдуард Тиссэ (оператор натурных съемок), Андрей Москвин (оператор павильонных съемок), Виктор Домбровский (второй оператор) Фотограф: Виктор Домбровский Художник: Иосиф Шпинель Художники по костюмам: Всеволод Воинов (1-я серия), Лидия Наумова, Яков Райзман (1-я серия) Художник по гриму: Василий Горюнов Композитор: Сергей Прокофьев Автор песен: Владимир Луговской Дирижер хора: Виктор Комаров Звукорежиссеры: Владимир Богданкевич, Борис Вольский Монтажер: Эсфирь Тобак
История создания
Идею о необходимости создания фильма об Иване Грозном высказал И. В. Сталин и предложил подобрать для этой работы крупного мастера-режиссёра. Выбор А. А. Жданова и И. Г. Большакова пал на С. М. Эйзенштейна. Сценарий фильма, написанный С. М. Эйзенштейном, утверждал лично И. В. Сталин.
Съёмки первой серии шли во время Великой Отечественной войны на студии ЦОКС в Алма-Ате. В работу над фильмом активно вмешивался И. Г. Большаков, который требовал от съёмочной группы закончить картину как можно быстрее. Например, он отдавал распоряжения, чтобы в те дни когда по болезни С. М. Эйзенштейн не мог снимать, картину снимали его ассистенты. В итоге, С. М. Эйзенштейн написал письмо И. В. Сталину, в котором попросил дать им до завершения съёмок ещё 2-3 месяца и «убедить» Большакова, чтобы стал «более гибок».
После запрета второй серии работы над фильмом были прекращены. Третья серия фильма существует только в сценарии, в подготовительных рисунках, в рабочих записях и нескольких запечатлённых на плёнку фрагментах.
Судьба фильма после создания
Первая серия вышла в прокат 16 или 20 января 1945. За неё режиссёр и съёмочная группа получили Сталинскую премию I степени.
Вторая серия была запрещена после того, как Сталин посмотрел её. Как только в зале зажёгся свет, Сталин бросил фразу: «Не фильм, а какой-то кошмар!» и проводил присутствовавшего на просмотре Большакова словами: «У нас во время войны руки не доходили, а теперь мы возьмемся за всех вас как следует». Серия была подвергнута критике в Постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) «О кинофильме „Большая жизнь"» от 4 сентября 1946 года, где утверждалось:
Режиссер С.Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета. Было приказано уничтожить весь отснятый материал третьей серии (около 20 мин), но небольшой кусок остался.
Вторая серия была выпущена на экран 1 сентября 1958. Небольшой фрагмент третьей серии «Рыцарь Штаден на опричном дворе» и другие были представлены зрителю в 1988.
Награды
1946 — 1 серия. Сталинская премия I степени. — Сергей Эйзенштейн, Эдуард Тиссэ, Андрей Москвин, Сергей Прокофьев, Серафима Бирман, Николай Черкасов 1946 — 1 серия. Международный кинофестиваль в Локарно. Приз за лучшую операторскую работу. Эдуард Тиссэ, Андрей Москвин. 1990 — Берлинский международный кинофестиваль. Участие в Программе «Retrospective» — Сергей Эйзенштейн.
Отзывы о фильме
Чарльз Чаплин в автобиографии писал:
Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный», который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод ее трактовки. Когда я думаю, до какой степени искажаются события даже самого недавнего прошлого, я начинаю весьма скептически относиться к истории как таковой. Между тем поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты.
Интересные факты
В фильме показано «Пещное действо» — одно из первых на Руси театрализованных представлений. Роль опричника стала первой ролью в кино Георгия Вицина. В съёмках использовался иконостас храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. Во время съёмки, после того как отснят тот или иной кадр и прозвучала команда режиссёра «Стоп!», исполнявшему роль Ивана Грозного Николаю Черкасову было трудно сразу остановиться и замолчать, и он постоянно какое-то время продолжал играть. С. М. Эйзенштейн пытался уговорить Н. К. Черкасова не тратить энергию впустую, но не мог. В итоге, он смонтировал фильм «Захваты после „стоп", или Куда идет творческая энергия народного артиста», в который включил кадры игры Н. Черкасова, которая продолжалась уже после команды режиссёра её прекратить. Исторические костюмы через много лет были использованы при съёмках знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
|