Караул — фильм ленинградского режиссёра Александра Рогожкина, вышедший в 1989. Как образец эпохи перестройки и гласности, он представлял её на многих зарубежных фестивалях, начиная с Западно-Берлинского в 1990, на котором картина была удостоена приза Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве и приза Международной федерации кинопрессы.
Картина о дедовщине в армии, снятая по материалам реального уголовного дела, когда молодой солдат внутренних войск в поезде для перевозки зеков расстрелял весь караул.
В ролях
Сергей Куприянов — рядовой Андрей Иверень
Алексей Булдаков — старший прапорщик Паромов, начальник караула
Дмитрий Иосифов — старший сержант Жохин, пом. начальника караула
Алексей Полуян — рядовой Мазур, повар
Тарас Денисенко — ефрейтор Корченюк
Ринат Ибрагимов — рядовой Ибрагимов
Василий Домрачев — рядовой Нищенкин
Александр Смирнов — рядовой Хаустов
Никита Михайловский — осуждённый-«стукач»
Алексей Зайцев — осуждённый
Создатели фильма
Александр Рогожкин — режиссёр-постановщик
Иван Лощилин — автор сценария
Валерий Мартынов — оператор-постановщик
Александр Загоскин — художник-постановщик
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Приз А. Бауэра, Приз FIPRESCI - Александр Рогожкин, 1990 год, МКФ в Берлине;
Гран-при - Александр Рогожкин, 1990 год, МКФ в Кемпере;
Гран-при - Александр Рогожкин, 1990 год, МКФ в Страсбурге;
Гран-при "Сталкер" - Александр Рогожкин, 1995 год, МФ фильмов о правах человека "Сталкер" в Москве.
КРИТИКА
Те, кто вернулся с армейской службы, оценят, наверное, точность и достоверность быта караульного наряда, сопровождающего вагон с заключенными. Отметят и жестокую правду, сказанную авторами "Караула" о пресловутой дедовщине, уродливой ржавчиной впитавшейся в армейский быт от моря до моря...
При желании я мог бы здесь уйти в публицистику, присоединившись к многоголосому хору протеста против дедовщины, доводящей "салаг" до отчаянных смертельных выстрелов. Только об этом можно и без всякого фильма сказать и написать. А "Караул" - не газетный очерк , не телерепортаж с места события , а произведение искусства , которое, как известно, надобно судить по собственным законам. И вот по художественному счету "Караулу", на мой взгляд, явно не хватает глубины дыхания.Для философской притчи картина слишком погружена в бытовые подробности.До психологической драмы явно не дотягивают пунктирно намеченные характеры героев. Вероятно, в данном случае зрителей могла бы увлечь умело закрученная интрига. Но действие картины на девять десятых развивается монотонно и вполне предсказуемо.Спору нет, проблемы в "Карауле" поставлены важные и серьезные: свобода и рабство, диктаторская власть вчерашних "униженных и оскорбленных" и бессилие одиночки. Главный герой - скромный парнишка , терпящий бесчисленные издевательства "стариков", с первых же кадров вызывает сочувствие. Но в том-то и дело, что с первых же кадров становится ясна и основная авторская концепция. Постгермановская черно-белая стилистика лишена в "Карауле" германовского "подводного течения". И возможно, ощущая это, режиссер время от времени прибегает к вставным эпизодам-"аттракционам", вроде меланхолических объятий молодых лесбиянок в купе СВ, за которыми, затаив дыхание , подсматривают солдаты в вагонное окно...
Пружина действия раскручивается лишь в самом конце, когда главный герой безуспешно пытается убежать от Судьбы. Но фильм уже почти окончен...