Степь
Жанр: экранизация, драма, мелодрама Режиссер: Сергей Бондарчук Сценарист: Сергей Бондарчук Оператор: Леонид Калашников Композитор: Вячеслав Овчинников Художники: Виктор Петров, Юрий Фоменко Страна: СССР Производство: Мосфильм Год: 1977 Премьера: апрель 1978 Cерий: 2
По одноименному произведению А. Чехова.
В ролях
Олег Кузнецов — Егорушка Владимир Седов — Кузмичёв Николай Трофимов — Отец Христофор Сергей Бондарчук — Емельян Иван Лапиков — Пантелей, странник Георгий Бурков — Вася Станислав Любшин — Константин Звонык Иннокентий Смоктуновский — Мойсей Мойсеевич Анатолий Васильев — Дымов Валерий Захарьев — Стёпка Игорь Кваша — Соломон Моисеевич Лилиан Малкина — Роза Виктор Мамаев — Дениска Ирина Скобцева — Графиня Драницкая Наталья Андрейченко — девка на снопах Михаил Глузский — Варламов Михаил Кокшенов — Кирюха Василий Ливанов — Казимир Иннокентий Смоктуновский считал роль Моисея Моисеевича в этой картине лучшей своей работой в кино.
Работа над фильмом
По свидетельству жены режиссёра, С. Ф. Бондарчук, влюблённый в повесть «Степь», в течение многих лет мечтал о её постановке и не прекращал работу над сценарием с начала 1960-х. Экранизация постоянно откладывалась из-за занятости режиссёра такими эпическими постановками, как «Война и мир» и «Они сражались за Родину». Как и в повести, история поездки маленького Егорушки из родительского дома в уездном городе N. Z-ой губернии куда-то для поступления в гимназию подана глазами главного героя — ребёнка. Визуальный ряд картины решён эпически. При работе над образом Егорушки режиссёр обратился к воспоминаниям о собственном детстве.
Реакция на фильм
Большого успеха в прокате фильм не имел. Мирон Черненко в книге «Кинематографическая история еврейства в России» ставит в вину создателям фильма «отталкивающий образ еврея», который, по мнению автора, отдаёт антисемитизмом. Высоко оценил фильм режиссёр Сергей Юткевич:
Произошло нечто чудесное. Все, что мы увидели на экране, удивительно чеховское, удивительно точное и в то же время совершенно не иллюстративное следование Чехову строка за строкой. Это пример того, что, оказывается, когда сегодняшний кинематограф берется за такого рода сложные вещи и когда художника это волнует чрезвычайно глубоко, можно сделать на экране произведение, совершенно равноценное литературному произведению. Это редкий случай… Это восхищает и удивляет.
КРИТИКА
В художественном фильме "Степь" все начинается и продолжается в точнейшем соответствии с книгой. Только уже не слова писателя будят наше воображение, передают течение мыслей и впечатления девятилетнего Егорушки, а как бы сама степь распахивает нам свои просторы, заставляет вдохнуть её терпкий воздух, зажить одной жизнью с её людьми. ...А между тем бричка уже катится по степи. Повстречалась ей и полусонно улыбнулась, слегка приподняв голову с воза со снопами, пухлая, изморенная зноем девка. Отец Христофор, сидящий в бричке вместе с дядей Егорушки Иваном Ивановичем Кузьмичовым, весь во власти воспоминаний и поучений в духе некогда зазубренных им "философии и риторики". А мимо брички бегут бурьян, холмы, каменные бабы. Парит коршун. Машет крыльями мельница. А надо всем ощутимо нависает зной и тяжелая тоска. Путники устраивают привал. Закусывают. Пока Иван Иванович и Христофор дремлют, кучер Дениска предлагает Егорушке попрыгать наперегонки на одной ноге. Потом Егорушка бродит один и слышит плач. Он идет как бы из-под земли. Кажется, плачет трава, сама степь. Правда, Егорушка вскоре обнаружил, что пела голенастая баба, которая, стоя за пригорком, что-то просеивала в решете. Но впечатление, что голосила сама степь, осталось... Читатель может проверить: постановщик ничего не пропустил, ни одной важной подробности не оставил без внимания. Он верен каждой запятой Чехова и вместе с тем, следуя слово в слово за автором, живет в свободной стихии его поэзии и философии. Сразу же два образа возникают в фильме: степь и люди. Степь втянула людей в свое пространство и как будто приняла на себя черты каждого из них порознь и всех вместе. В своей заброшенности она выражает их общую горемычную судьбу.
|