Повесть о настоящем человеке / The Story of a Real Man
Жанр: киноповесть, военный фильм, драма, экранизация
Режиссер: Александр Столпер
Сценарист: Мария Смирнова
Оператор: Марк Магидсон
Композитор: Николай Крюков
Художник: Иосиф Шпинель
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1948
Премьера: 22 октября 1948
Советский художественный фильм режиссёра Александра Столпера, снятый по одноимённой книге Бориса Полевого. За участие в фильме ряд актёров фильма и оператор-постановщик были удостоены Сталинской премии в 1949 году.
Экранизация одноименной повести Бориса Полевого, основанной на реальных событиях. Летчик-истребитель Алексей Маресьев был сбит в бою, но выжил, потеряв обе ноги. Несмотря на ампутацию, он смог совершить практически невозможное: после упорных многодневных тренировок вновь поднял в небо боевой самолет.
В ролях
Борис Бабочкин — командир полка
Михаил Глузский — капитан Числов
Владимир Грибков — Зуев
Алексей Дикий — Василий Васильевич
Борис Добронравов — председатель комиссии
Павел Кадочников — Алексей Мересьев
Тамара Макарова — Клавдия Михайловна
Василий Меркурьев — Степан Иванович
Александр Михайлов — Петров
Николай Охлопков — комиссар Воробьёв
Лев Свердлин — Наумов
Любовь Соколова — колхозница Варвара
Чеслав Сушкевич — Кукушкин
Евгений Шутов
Людмила Целиковская — Зиночка
Виктор Хохряков — Дегтяренко
Георгий Юматов
Мария Яроцкая — нянечка
Алексей Алексеев — врач
Съёмочная группа
Режиссёр: Александр Столпер
Оператор: Марк Магидсон
Композитор: Николай Крюков
Художник-постановщик: Иосиф Шпинель
Директор картины Николай Слиозберг
Из воспоминаний актеров о фильме
из дневниковых записей Павла Петровича Кадочникова:
…Какой же Алексей Петрович? Впервые я с ним встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру. Там мы квартировали в доме отдыха Академии наук. Маресьев шел по длинному коридору чуть покачивающейся походкой. Мы узнали друг друга издали. Я подошел к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он еще крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Позже я записал в дневник: «Прославленный летчик, Герой Советского Союза, человек, о подвиге которого знает чуть ли не весь мир, застенчив». Мы вошли в мою комнату, молча сели, не очень смело поглядывая друг на друга. Наконец Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего». Я был удивлен, потому что не успел сказать ему и двух слов. «Вас интересует, очевидно, больше всего, как мне удалось преодолеть…» Он сделал паузу, а я в это время подумал: "Сейчас скажет: «район черного леса», а он сказал «…преодолеть врачебную комиссию, и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю…» «Кому?» — переспросил я. «А председателю комиссии, разве это не ноги? Разве не тренировка?» — И звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кинокартине родилась сцена «приёмная комиссия». Её никто не выдумал, она настоящая.