Производство: Голос, Ленфильм, при участии "Баррандов"(ЧССР), "Видэа"(Италия)
Год: 1990
Премьера: декабрь 1990 (Москва)
Актеры: Николай Ерёменко (младший), Светлана Крючкова, Анна Самохина, Михаил Кононов, Александр Романцов, Олег Табаков, Александр Голобородько, Анатолий Шведерский, Светлана Смирнова, Александр Новиков , Баадур Цуладзе, Рамаз Иоселиани, Алдона Янушаускайте, Борис Клюев, Владимир Ерёмин, Виктор Павлов, Борис Чинкин, Виктор Казанович, Святоплук Матыаш, Мириам Канторкова
По мотивам одноименной пьесы Леонида Зорина.
История юной красавицы княжны Елизаветы Таракановой, объявившей себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и претенденткой на российский царский трон, которую сгубила знойная страсть - любовь к Алексею Орлову, фавориту Екатерины. В результате предательства графа Орлова она оказывается узницей Петропавловской крепости...
Фильм из исторической трилогии "Империя. Начало": «Царская охота», «Царевич Алексей» «Бедный, бедный Павел».
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Приз Киноакадемии <Ника-90> за лучшую работу художника по костюмам (Л.Конникова),
за лучшую роль второго плана (С.Крючкова, вкупе с фильмом <СВ. Спальный вагон> и <Оно>);
Премия им. Ф.Никитина за лучшую актерскую работу (С.Крючкова), премия им. Е.Енея за лучшую работу художника (Б.Маневич и Л.Конникова) Конкурс профессиональных премий <Ленфильма> (С.-Петербург-91);
Приз за роль второго плана (С.Крючкова) КФ <Созвездие-91> (Смоленск) .
КРИТИКА
Экранизируя пьесу Л.Зорина, Виталий Мельников пригласил на главные роли известных актеров. История красавицы-самозванки, претендовавшей на престол Екатерины II, но выкраденной из Италии царским фаворитом, давала шанс надеяться на суперзрелище европейского уровня (учитывая, что в создании фильма принимали участие итальянцы). Меж тем, авторы, с одной стороны, не решились сделать откровенно костюмно-развлекательный боевик, а с другой - не смогли превратить придуманный ими сюжет в подлинно психологическую драму. Николай Еременко и особенно Анна Самохина создают, по сути, лишь эскизы характеров. В их игре не чувствуется особой глубины и эмоциональной убедительности. В отличие от предыдущих работ Виталия Мельникова "Царской охоте" явно не хватает юмористических красок и иронии.
Александр Федоров
История, которую мы потеряли...
С именем Екатерины связана и снятая политическая мелодрама «Царская охота». Это экранизация одноименной пьесы Л. Зорина, написанной еще в 70-е годы и с успехом шедшей на сцене Театра им. Моссовета. Главной жертвой этой истории была даже не столько несчастная княжна Тараканова, обманом залученная в Россию на собственную погибель, сколько осуществивший эту акцию граф Алексей Орлов, вынужденный принести в жертву интересам службы государевой свое человеческое и мужское достоинство. Конфликт между любовью и кабальным, холопским долгом решался здесь в пользу последнего. И повинуясь ему, гордый, сильный, красивый мужчина вынужден был предать на мучения и смерть без памяти полюбившую и доверившуюся ему женщину. В современной кинематографической версии режиссера В. Мельникова «Царская охота» утратила все некогда присущие ей политические подтексты и превратилась в роковую драму несчастной любви, где роскошные формы Анны Самохиной (кн. Тараканова), гордый профиль Николая Еременко (Орлов) и красоты итальянской природы оказались собранными вместе с одной лишь целью — доставить зрителю невинное чувственное удовольствие, не омрачаемое никакими тягостными размышлениями.
Но, как ни крути, власть (Екатерину II здесь с большей степенью бытовой, возрастной и психологической достоверности играет С. Крючкова) предстает в этом фильме в привычном для нас и нескрываемо подлом обличье. Подлость эта становится особенно наглядной в сопоставлении с безудержно идеализированным образом той же императрицы в английском фильме «Молодая Екатерина», вышедшем на наши экраны почти одновременно с «Царской охотой».