Арбитр
Жанр: трилер, драма, криминальный фильм, нуар (черный фильм) Режиссер: Иван Охлобыстин Сценарист: Иван Охлобыстин Оператор: Михаил Мукасей Композитор: Артемий Артемьев Художники: Александр Щурихин, Илья Амурский Продюсеры: Елена Имамова, Александр Васильков Производство: "Круг" (Мосфильм), Инком-фильм Год: 1992
Молодой детектив (Охлобыстин) и его опытный коллега-наставник (Быков) ведут поиски убийцы по кличке «Арбитр» (Соловьёв). Сюжетное противостояние следователей и преступника, ироничная оценка милицейской поэтики является для режиссёра лишь поводом для «публичного произнесение шизофренически псевдофилософских сентенций и тем мистической маниакальности главного злодея».
В ролях
Иван Охлобыстин — Андрей, лейтенант милиции Ролан Быков — Владимир Иванович, майор милиции — наставник Андрея Фёдор Бондарчук — Рома, фотограф-гей Александр Соловьёв — наёмный убийца по кличке «Арбитр» Римма Маркова — мама Андрея Алёна Хмельницкая — Анна, жена Андрея Ксения Качалина— подруга «Арбитра» Кирилл Козаков — подследственный по кличке «Монах» Александр Гловяк — подследственный по кличке"Рыжий" Станислав Костецкий — прокурор Евгений Евстигнеев — голос за кадром
Награды и номинации
1992 год — Приз за лучшую режиссуру на кинофестивале «Вторая премьера» (Москва). 1994 год — «Номинация. Кино. ХХI век» на кинофоруме в Ялте-94
КРИТИКА
Режиссер и актер Иван Охлобыстин любит эпатировать российскую публику. Что-то не припомню случая, чтобы кто-то из известных деятелей нашего кино публично заявлял о своей привязанности к наркотикам. А Охлобыстин делал это уже не раз... Вот и свой детектив «Арбитр» он тоже выстраивает вопреки устоявшимся традициям, разрушая стереотипы и вместе с тем играя ими, как это делает ребенок с игрушечными кубиками. Его персонаж - начинающий следователь в компании со своим убеленным сединами коллегой (Ролан Быков) по ходу сюжета ловит маньяка-убийцу. Однако эта стандартная фабула становится для режиссера и исполнителя главной роли лишь поводом для синематечных намеков. На экране то и дело возникают кадры и эпизоды, цитирующие или напоминающие фильмы Элана Паркера (молодой оператор Михаил Мукасей не упускает возможности поиграть со световыми лучами, проникающими сквозь лопасти гигантского вентилятора), Хичкока, Фридкина, Линча, Скорсезе... Впрочем, иронические цитаты и намеки вовсе не мешают режиссеру превратить фильм в своего рода суперклип, подтверждая тем самым, что нынешним молодым русским кинематографистам близки стилистика французских «постмодернистов» Люка Бессона («Саб-вей») и Лео Каракса («Дурная кровь», «Бой митс гел»). Не случайно, быть может, что и многие участники «команды» «Арбитра» чем-то напоминают своих известных родителей (я имею в виду сходство творческой манеры): актер Кирилл Козаков - своего отца Михаила Козакова; автор музыки Артем Артемьев - своего отца Александра Артемьева, сочинившего звуковой мир ко многим фильмам Андрея Тарковского, и т.д. «Арбитр» - фильм с двойным дном, рассчитанным на посвященных. На Западе такого рода картиной удивить трудно, американское, французское и английское кино, на мой взгляд, до блеска отшлифовало подобную стилистику. В России же работа Ивана Охлобыстина обречена на телевизионную рубрику «Кино не для всех».
|