Плохой хороший человек — художественный фильм, снятый в 1973 году режиссёром Иосифом Хейфицем по повести Чехова «Дуэль».
Жанр : экранизация, драма
Режиссёр Иосиф Хейфиц
Автор сценария Иосиф Хейфиц
В ролях Олег Даль,Владимир Высоцкий
Оператор Генрих Маранджан
Композитор Надежда Симонян
Длительность 100 мин.
Страна СССР
Год 1973
Сюжет фильма строится на противостоянии двух ярких личностей — Лаевского (Олег Даль) и фон Корена (Владимир Высоцкий). У каждого из них есть свои принципы, своя жизненная позиция.
Для фон Корена Лаевский олицетворяет все человеческие пороки, в числе которых вялость, распущенность, пристрастие к азартным играм и к женщинам. Лаевский же считает фон Корена человеком, способным ради отвлечённых абстрактных идеалов совершать жёсткие поступки, вплоть до физического устранения ненужных для нового порядка людей. Особенно Лаевскому не нравится то, что начать это устранение фон Корен готов с него, Лаевского. И это ему удаётся: фон Корен, ловя Лаевского на слове, принимает его «вызов на дуэль» (вызов был обращён ко всем и ни к кому, фраза сказана просто для красного словца). Лаевский принуждён драться.
Сама дуэль показана карикатурно: ни дуэлянты, ни их секунданты толком не знают, как она должна проходить, каковы правила, пытаются припомнить описания у классиков. Фон Корен, человек весьма умный, заранее рассказывает одному из своих друзей как пройдёт дуэль и оказывается почти прав: Лаевский «из благородства стреляет в воздух (он иначе не может)». А у фон Корена, уже тщательно прицелившегося с твёрдым намерением «избавить мир» от Лаевского, из-за внезапного крика перепуганного дьякона в момент выстрела дрогнула рука, и он промахивается.
Прошедшая рядом смерть сильно меняет Лаевского — он берётся за ум, днями и ночами работает, стараясь отдать наделанные за несколько лет долги, его жена, вместо развлечений светской жизни, начинает вести хозяйство. Хотя возможно не этот момент стал переломным — а тот, когда он с горечью признался Надежде Федоровне, что кроме нее у него никого нет. И она сказала то же. Два сломанных порочных человека поняли, что они нужны друг другу, поняли свои ошибки именно в этот трогательный момент. И видно было на дуэли, что не хочет Лаевский умирать, и одной из причин уже была та, что он нужен был Ей — той, которую совсем недавно хотел бросить. И, выжив, он начинает новую жизнь. Однако перемены не вызывают у фон Корена уважения. Собираясь уезжать и зайдя к Лаевскому проститься, фон Корен побыстрей от него уходит, с гадливостью говоря доктору Самойленко: «Какой он стал запуганный, всё время кланяется, чего-то боится». Хотя он при этом очень удивлен переменами, и пытается это скрыть за презрительной фразой. Получив брешь в своем мировоззрении, он боится это признать. Но это несомненно шаг вперед. Люди меняются — они не набор штампов, которые приписывают им. Фон Корен переступил через гордость и признал свою ошибку, что было видно в первую очередь из его поведения — как он был удивлен, неуверен в себе при прощании.
В ролях
Олег Даль — Иван Лаевский
Владимир Высоцкий — Николай Васильевич фон Корен
Людмила Максакова — Надежда Фёдоровна
Анатолий Папанов — доктор Самойленко
Георгий Корольчук — дьякон Победов
Анатолий Азо — Кирилин, пристав
Ашот Меликджанян — Ачмианов
Любовь Малиновская — Марья Константиновна Битюгова
Юрий Медведев — Шешковский
Анхель Гутьерес — Ачмианов-старший
Игорь Ефимов — Бойко, секундант
Съёмочная группа
Автор сценария: Иосиф Хейфиц (по мотивам повести Антона Чехова «Дуэль»)
Режиссёр: Иосиф Хейфиц
Оператор: Генрих Маранджян
Художник: Исаак Каплан
Композитор: Надежда Симонян
Звукорежиссер: Игорь Вигдорчик.
Призы и награды
Приз «Харибда» за лучшее исполнение мужской роли В. Высоцкому на V фестивале наций в Таормине, Италия (1974)
Приз «Серебряная пластина» И. Хейфицу за высокие художественные достижения в экранизации произведений Антона Чехова на X МКФ в Чикаго, США (1974)
Интересные факты
Значительное количество городских съемок и съемки на пляже проходили в Евпатории.
Песня «Черные бушлаты» написана В. Высоцким в память о героях Евпаторийского десанта
|