Эта история началась утром возле ЗАГСа, куда должен был явиться судовой механик Гаврилов, но он не явился на собственную свадьбу. 38-летняя привлекательная женщина Рита, мать симпатичной дочери-старшеклассницы Тани, собралась за него замуж. Влюблённая Рита прождала его весь день, страдая и надеясь, не отходя далеко от заветных дверей. Зря ждала она его с гостями возле ЗАГСа и в ресторане, искала на судне, снова ждала у ЗАГСа… Гаврилов не был бы Гавриловым, если бы за полчаса до свадьбы не вступился за незнакомую женщину, после чего двое «ловеласов» оказались в больнице, а он — в милиции. Действие картины охватывает один день из жизни героини, настроение которой колеблется между отчаянием и надеждой…
Анатолий Васильев — Слава, врач призывной комиссии
Михаил Светин — Виктор Михайлович, музыкант-работник театра
Александр Голобородько — вахтенный
Людмила Аринина — официантка
Вадим Александров — клиент фотостудии
Василий Векшин — прохожий (нет в титрах)
Павел Винник — эпизод
Инна Выходцева — мамаша с молоком
Давид Гиоргобиани — Резо
Яна Друзь — Яна, работница фотоателье
Лилия Журкина — женщина с бельём
Лиа Капанадзе — мать Резо
Олеся Малахова — эпизод
Иван Матвеев — дед с лошадью (нет в титрах)
Андрей. Николаев — жених-морячок
Михаил Розанов — жених
Галина Самохина — посетительница адвоката
Елена Сотникова — невеста
Галина Старикова — эпизод
Шота Схиртладзе — грузин-водитель
Зураб Цинцкиладзе — друг Резо
Съёмочная группа
Автор сценария: Сергей Бодров (ст.)
Режиссёр-постановщик: Пётр Тодоровский
Оператор-постановщик: Евгений Гуслинский
Художник: Евгений Черняев
Художник по костюмам: Ганна Ганевская
Музыка: Алексей Мажуков
Стихи: Игорь Шаферан
Звукооператор: С.Биц
Дирижёр: Константин Кримец
Награды
Приз за лучшую женскую роль Людмиле Гурченко на МКФ в Маниле в 1982 году.
КРИТИКА
Маргарита Сергеевна Соловьева, служащая 38 лет, разведенная, мать двенадцатилетней дочери, получила телеграмму следующего содержания: «В субботу в 10 часов утра у загса белом платье душу объятиях твой вечно Лев Гаврилов».
Но в десять часов утра Гаврилов не пришел на назначенное им самим место, не было его в одиннадцать и в двенадцать. Не появился Гаврилов и позже, и до самой глубокой ночи напрасно прождала его нарядная и праздничная Маргарита Сергеевна на углу маленькой площади возле оперного театра, напротив дверей ЗАГСа.
Так день, который мог стать самым радостным, значительным и запоминающимся в жизни Маргариты Сергеевны, стал для нее грустным и трудным. Нельзя, правда, сказать, чтобы она провела его исключительно в томительном и бесплодном ожидании. За бесконечно длинный этот день с ней случилось то, что случилось бы, наверное, со всяким человеком в современном городе, останься он на одном месте хотя бы несколько часов: Маргарита Сергеевна стала свидетельницей множества историй, множества смешных и печальных человеческих ситуаций. Но далеко не всякий человек относился бы к ним так, как наша героиня, которая ни к чему не осталась равнодушной, во все, во что считала нужным, вмешивалась, всем, кому могла, помогла. Такой уж решительный, активный у Маргариты Сергеевны характер.
Так почему же такая решительная, сильная женщина не ушла от дверей загса, куда так и не явился ее жених? Может быть, испугалась Маргарита Сергеевна одиночества, может быть, Гаврилов был, как говорится, ее последней надеждой?
Нет, нет и нет! Ничего она не испугалась. И возможность выйти замуж у Маргариты Сергеевны была — ну хотя бы за верного, долгие годы безнадежно влюбленного в нее Пашу. Или, в конце концов, за чудаковатого оркестранта, который увидел Маргариту Сергеевну у дверей загса и влюбился в нее с первого взгляда.
Да и одна вполне могла прожить Маргарита Сергеевна, 38 лет, разведенная, мать двенадцатилетней дочери. И уж, если кто-нибудь был ей нужен, то только один человек на свете — этот самый таинственно пропавший Гаврилов. Потому что только встретив его, она впервые почувствовала себя по-настоящему счастливой, только рядом с ним хотела быть по-женски слабой, только для него были все ее запасы нежности и любви. И потому никак невозможно было ей соглашаться на другие «варианты», и готова она была ждать своего единственного и неповторимого не только целый день, но и всю оставшуюся жизнь...
...Ну, а что же Лев Гаврилов? Неужели он все-таки обманул влюбленную женщину? Конечно, нет. В конце концов он все-таки появится, и актер Сергей Шакуров, без сомнения, убедит вас в том, что не напрасно ждала его героя Маргарита Сергеевна целый день и всю жизнь.
«Спутник кинозрителя», декабрь 1981 год
Эта картина Петра Тодоровского ("Военно-полевой роман", "Фокусник") соткана из новелл. В ней немало неожиданных комедийных решений, зорко подмеченных бытовых подробностей. Есть и своеобразная кульминация - немой финал объяснения героини (Людмила Гурченко) с механиком Гариловым (Сергей Шакуров), который вопреки присутствию в названии фильма появляется на экране лишь в самом конце...
Картина поставлена мастеровито, смотрится легко. Но, на мой взгляд, эта легкость объясняется не только занимательно разработанной Сергеем Бодровым ("Профессионалы", "Кавказский пленник") фабулой и актерским мастерством, но и проторенностью жанровой дороги...