Простая русская женщина Матрёна Быстрова потеряла на фронте мужа. Потом пропал без вести и старший сын. Младшего она решила спрятать до конца войны на чердаке. Но, спасая сына, она обрекает его на духовную гибель, себя — на муки совести... Частная история о матери дезертира вырастает до эпических масштабов, делая этот фильм одним из наиболее значительных и запоминающихся кинопроизведений о военном времени.
История создания
Фильм затронул нетипичные для истории войны советского периода проблемы. Начальник Главного политического управления Cоветской армии генерал Епишев усмотрел в ней опорочивание памяти погибших на войне. В итоге картина была не допущена к показу и легла «на полку». На «полке» кинокартина пролежала недолго и в конце 1978 года демонстрировалась в кинотеатрах СССР.
В ролях
Нонна Мордюкова — Матрёна Быстрова
Вадим Спиридонов — Степан, старший сын Матрёны
Андрей Николаев — Дмитрий, младший сын Матрёны
Валентина Теличкина — Нина, невеста Степана
Валерий Носик — Гриша, почтальон
Владимир Гусев — Миша
Галина Микеладзе — Катя
Аркадий Смирнов — Корнаков
Вера Кузнецова — Корнакова
Николай Дупак — Илья Захарович, председатель
Иван Рыжов — поп
Валентина Ушакова — Мария
Ирина Кораблёва — Таня
Нина Агапова — Фаина, продавщица
Владимир Басов — Петя Корнаков
Мария Виноградова — старуха в доме у попа
Лидия Драновская — жительница деревни
Светлана Жгун — жительница деревни
Владимир Заманский — военком
Лариса Кронберг — жительница деревни
Антонина Максимова — жительница деревни
Владимир Пицек — Бычков, водитель грузовика
Сергей Подгорный — Серёжка Семёнов
Татьяна Ташкова — Лида, жена Степана
Тамара Яренко — Верка, жительница деревни
Пётр Тодоровский — эпизод
КРИТИКА
Недаром Григорий Чухрай хотел вначале назвать свой фильм "Нетипичная история": крестьянка Матрена Быстрова в годы войны укрывает своего сына Дмитрия, но не от немцев, а от своих... Мужа убили на фронте. Старший сын Степан пропал без вести . Так хоть последнего уберечь хотела. Нонна Мордюкова передает все нюансы внутренней борьбы, раздирающей Матренину душу. Актеру Андрею Николаеву тоже досталась нелегкая роль. И ему удалось убедительно показать, как тихий, добрый, застенчивый Дмитрий, скрываясь долгие военные годы на чердаке, становится все меньше и меньше похожим на человека. Он превращается в затравленное, злое, жестокое животное, жизнь которого складывается из еды, постоянного нытья и издевательств над матерью, обвиняемой им во всем. Да и сама Быстрова мало напоминает себя прежнюю - живую полную сил. Жизнь в постоянном страхе и мучениях сделали свое дело. Перед нами изможденная, со впавшими глазами, седая старуха...
Григорий Чухрай находит многозначительную метафору Победы, белым всадником с факелом в руке мчащейся в темноте ночи. За эту победу и за эту войну каждый из героев фильма заплатил свою цену...
Александр Федоров
Тему фильма мне подсказала грузинская актриса Лейла Абашидзе. Речь шла о промелькнувшей в то время в газетах истории о дезертире, укрывавшемся всю войну, лишь бы не попасть на фронт. Меня, как фронтовика, эта история не могла не заинтересовать. Однако очень скоро я понял, что о самом дезертире ставить картину нельзя - он мелок и однозначен, интереснее рассказать о личности сомневающейся, способной испытать муки совести. Так возникла идея сделать фильм о матери дезертира.