Дети капитана Гранта смотреть онлайн
Жанр: приключения, детский фильм, музыкальный фильм, экранизация Режиссер: Владимир Вайншток Сценарист: Олег Леонидов Операторы: Аркадий Кольцатый, Борис Горбачев Композитор: Исаак Дунаевский Художники: Владимир Баллюзек, Яков Ривош Страна: СССР Год: 1936 Премьера: 15 сентября 1936
Приключенческий фильм по одноименному произведению Жюля Верна. Специалисты считают этот фильм одной из лучших экранизаций произведений детской литературы.
Яхта "Дункан" совершает кругосветное плавание в поисках капитана Гранта, потерпевшего крушение где-то в южном полушарии. Отважные путешественники пересекли Южную Америку, Австралию, достигли берегов Новой Зеландии, но их почти безнадёжные поиски оказались все-таки небезуспешными...
Экипаж яхты «Дункан» лорда Гленарвана в водах Шотландии поймал акулу. При разделке туши внутри рыбы оказалась бутылка, в которой на трёх языках написана просьба о помощи от потерпевших кораблекрушения. Вода сильно испортила документы, однако удалось разобрать, что капитан Грант и его члены экипажа потерпели крушение на 37 градусах южной широты. Долготу же определить не удалось.
Гленарван едет в Лондон, чтобы организовать спасательную экспедицию, но там ему отказывают, ссылаясь на неясность и неполноценность информации. Косвенная причина отказа — капитан Грант является шотландским националистом, мечтающим о независимости Шотландии. Кроме того, основная цель его плаваний — основать Новую Шотландию.
Во время отсутствия лорда в его дом приехали дети капитана Гранта — сын и дочь, — в надежде узнать об отце. Когда Гленарван возвратился домой, жена уговорила его отправиться на поиски капитана на «Дункане».
Путешественники пересекают Патагонию, посещают острова Тристан-да-Кунья и Амстердам, проходят юго-восточную Австралию и Новую Зеландию. На 37° южной широты остаётся непосещённым лишь маленький остров Табор, где они и находят капитана.
В ролях
Юрий Юрьев — Капитан Грант Иван Чувелев — Айртон Николай Черкасов — Жак Паганель Ольга Базанова — Мэри Грант Мария Стрелкова — Элен Гленарван Яков Сегель — Роберт Грант Николай Витовтов — Эдуард Гленарван Михаил Романов — Джон Манглс Давид Гутман — майор Мак-Набс
Съёмочная группа
Автор сценария: Режиссёр: Владимир Вайншток Операторы: Борис Горбачев, Александр Птушко, Аркадий Кольцатый Композитор: Исаак Дунаевский
Интересные факты
Для фильма была написана «Песенка о Капитане», которую исполнил сам Николай Черкасов. Первоначально роль Роберта Гранта должен был исполнить другой актёр. Во время натурных съемок в Нальчике выяснилось, что ребёнок, исполнявший роль Роберта Гранта, боится лошадей. После этого на съемку главной роли был вызван прошедший кинопробы Яков Сегель. По воспоминаниям Якова Сегеля, ездить верхом на лошади его научил всего за одну ночь оператор Александр Птушко, ранее служивший в Первой Конной армии. Через сорок пять лет юбилей фильма был отмечен в столичном кинотеатре «Ударник». На нём присутствовали трое из оставшихся в живых членов киносъемочной группы: ассистент режиссёра Л. Княжинский, исполнитель одной из главных ролей Яков Сегель и помощник гримера Н. Масленникова.
В 1986 была выпущена новая экранизация — «В поисках капитана Гранта», где была использована популярная мелодия И. Дунаевского из фильма.
КРИТИКА
Основная особенность фильма в том, что он явно отмечен печатью своего времени. И хотя время действия «Детей капитана Гранта» обозначено со скрупулезной точностью (оно начинается 26 июля 1864 года), чувства и мысли героев этих картин близки и понятны нам. Стоит привести одну довольно длинную цитату из очерка, датированного 36-м годом, о фильме «Дети капитана Гранта»: «Образы Эдуарда Гленарвана, его жены Елены, образы их отважных спутников, пустившихся на розыски потерпевшего кораблекрушение капитана Гранта, овеяны благородной романтикой и героизмом. Маленький Роберт и юная Мэри — осиротевшие дети великого мореплавателя и открывателя новых земель — не только не отстают от взрослых в их трудной и опасной экспедиции, но зачастую подают им пример выдержки и настойчивости. Это роднит героев картины — людей другой страны и другой эпохи — с людьми Страны Советов, с советскими юношами и девушками, с советскими детьми, в которых необычайно крепки благородные чувства дружбы и солидарности, сознание долга...» Пусть параллель здесь проведена слишком лобовая, но зато сказано точно. И здесь нужно вспомнить актеров, без которых не были бы созданы эти образы, вызывающие такое теплое зрительское участие. А в фильмах Вайнштока снимались многие популярные крупнейшие советские артисты. В фильме «Дети капитана Гранта» дебютировал в кино Михаил Романов (капитан Джон Мангльс), хорошо известный режиссер Яков Сегель снимался в роли Роберта. Тогда еще молодой Николай Черкасов создал сочный образ чудаковатого профессора-географа Жака Паганеля. Так смешна и забавна внешность этого чудака-француза, что зритель смеется при первом же его появлении на экране. Но Черкасов и Вайншток не ограничились подчеркиванием лишь эксцентричности в облике героя. Их Паганель вызывает не только смех, но и горячее сочувствие. Он смел и отважен, он добр и отзывчив, он, как истый француз, еще и галантен. И все это сыграно психологически тонко и точно. В трудную минуту, чтобы как-то приободрить друзей, Паганель поет свою знаменитую «Песнь о капитане», стараясь скрыть слезы, которые текут по его некрасивому, морщинистому лицу. Черкасов и Вайншток вложили столько искреннего чувства в этот эпизод, что во вставном, по сути дела, номере мы приобщаемся к великому мигу настоящего актерского озарения. Один только пример. В США едет в служебную командировку оператор «Мосфильма» В. Нильсен. Об этом случайно узнает В. Вайншток. В результате в фильм «Дети капитана Гранта» органически вошли пейзажные кадры, снятые просто-напросто на местах «действительных» событий — в Америке. А консультантом фильма была такая авторитетная организация, как Этнографический музей Академии наук СССР. И недаром тончайший знаток искусства, один из замечательных руководителей советской кинематографии Адриан Пиотровский, сказал об этой картине, что он видит здесь «редкое сочетание костюма с пейзажем». Это высокая оценка для постановочного фильма, показывающего далекое время. И недаром о «Детях капитана Гранта» было написано: «С экрана подуло свежим морским ветерком». Это не просто удачный литературный образ рецензента, это подтверждение подлинности и естественности картины. «Все средства передвижения были нами использованы, — рассказывал Вайншток после окончания «Детей капитана Гранта». — Двести километров пешком в высокогорных условиях, три тысячи восемьсот километров на автомобилях, поездом, под парусами, на аэроплане, а всего четырнадцать тысяч триста километров проделано нашей группой в южной экспедиции. Чегемское ущелье, водопады Твиберского перевала, вершины Тихтингена, склоны Башиля, теснина Суазсу — вот наши советские места, заменявшие Кордильеры. На высоте трех с лишним тысяч метров над уровнем моря был разбит наш палаточный городок, из которого каждое утро с восходом солнца мы уходили на съемку...». Музыка — наиболее живучая ветвь искусства — наполняет фильм с первого до последнего кадра. Не случайно к картине «Дети капитана Гранта» писал музыку Исаак Дунаевский, композитор, с именем которого связан успех многих советских фильмов. Он стал полноправным соавтором режиссера. Увертюра, песня о веселом ветре, песня о капитане — это уже классика не только кинематографа. Сейчас мы уже не удивляемся, когда видим в кино поющих героев, например, пьес Бернарда Шоу. Но тогда жанра «мюзикл» еще не было в помине и в глазах многих это выглядело чуть ли не кощунством.
|