Актеры: Александр Романцов, Олег Ковалов, Ирина Цывина, Юрий Цапник, Павел Рудаков, Владимир Дятлов, Ольга Ланд, Евгений Барков, Владимир Петров, Анатолий Векшин, Александр Марков, Яков Степанов
Телережиссер Павел Пришвин снимается у своего друга-кинорежиссера, фильм которого рассказывает о сталинизме. Павел играет капитана органов госбезопасности, ведущего одно из многочисленных дел. Фильм создается в высшей степени конъюнктурный. Павел понимает это, поскольку на телевидении он работает с документами сорокалетней давности, знакомится с людьми, о которых готовит передачу, посвященную пионерам телерадиовещания. Соотнося реальные драмы с тем, в чем ему предлагают участвовать, Павел Пришвин "заболевает" историей...
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Приз FIPRESCI - Валерий Огородников, 38 МКФ в Стамбуле, 1991 год
КРИТИКА
Вот и верь тому, что российские режиссеры не любят критиков, если именно они - Олег Ковалов и Сергей Лаврентьев играют заметные роли в фильме Валерия Огородникова "Бумажные глаза Пришвина". Впрочем, их не назовешь первопроходцами на критико-артистической стезе. Чуть раньше состоялся дебют знаменитого кинокритика Виктора Демина /"Наше призвание", "Дорогое удовольствие" и др./ и заведующего зарубежным отделом Госфильмофонда, киноведа Владимира Дмитриева /"Скорбное бесчувствие", "Долой коммерцию на любовном фронте!"/. Вышеупомянутые критики Ковалов и Лаврентьев играют в "Бумажных глазах..." ничуть не хуже иных выпускников актерского факультета ВГИКа. Ковалов - сдержанно и отчасти застенчиво. Лаврентьев - размашисто и со смаком. Впрочем, роль того требует, хотя и /страшно подумать!/ представляет собой шаржированный намек на самого Сергея Эйзенштейна.
Валерий Огородников, похоже, решил подтвердить тенденцию российского кино говорить о сталинизме языком китча и клипа. Так от официозного "реабилитанса" Сталина в "Победе" Матвеева и "Битве за Москву" Озерова, минуя экранизации произведений Солженицына и Шаламова, посчитав, быть может, что "Покаяние" Абуладзе уже расставило все точки над i, наше кино увлеклось иронически-фарсовой трактовкой эпохи. В "Бумажных глазах..." немало запоминающихся и эффектных кадров. Как вам, к примеру, такой натюрморт: стакан с молоком, в котором застыла мертвая бабочка, а рядом - револьвер в окружении живописно разбросанных патронов, припорошенных чем-то белым - то ли снегом, то ли известкой? Или взятая из "Сладкой жизни" Феллини панорама - над городом пролетает гигантская статуя, привязанная к вертолету. Только вместо Рима -Питер, а вместо Христа - Сталин. Или многочисленные цитаты из "8 1/2"...
Право, весьма "киноведческая" получилась картина. В нынешней киномоде на эротику многие режиссеры приберегают ударные сцены такого рода к середине фильма, долго интригуя зрителей пикантными намеками, поцелуями и объятьями. Валерий Огородников решил покончить с такого рода условностями. Сцена плотской любви стала в "Бумажных глазах..." всего лишь фоном для вступительных титров... Задолго до финала этой более чем двухчасовой картины можно понять, что речь идет о причудливо трансформированной проблеме "палача и жертвы", "о рефлексии интеллигента" и т.п. Но в итоге одним зрителям эта лента, наверное, покажется слишком вторичной и претенциозной, а другим - слишком непонятной и скучной.