Тоскана и Рим, Италия, начало 80-х годов двадцатого века. Русский писатель Горчаков пишет биографию крепостного музыканта Сосновского, для чего и приезжает в Италию, чтобы найти следы его посещения данного государства. По стране Горчаков ездит с переводчицей, которая увлекается стихами Арсения Тарковского. В водолечебнице он знакомится с местным сумасшедшим — блаженным Доменико, который известен тем, что на несколько лет запер всю свою семью в доме, чтобы спасти ее от сил зла. Он дает Горчакову поручение, выполнив которое, писатель может спасти весь мир. Многие кадры киноленты похожи на замершие картины художников Возрождения.
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Большой приз за творчество, Приз FIPRESCI, Приз экуменического жюри - Андрей Тарковский; 1983 год, МКФ в Канне
КРИТИКА
Сюжет «Ностальгии» А. Тарковского — внутренняя жизнь героя. Сюжет фильма — второй, ирреальный план его реального существования. Проходов, забытья, блужданий во сне и наяву. Его молчания и невыраженных чувств. Этот человек томим духовной ностальгией по воссоединению с первоосновами бытия. И сквозь них — с самим собой. И с тем, про кого пишет. И с теми, о ком помнит, кого знал или, быть может, узнает.
Фильм струится на грани реального и воображаемого. Это фильм — путь. Медленный, трудный, напряженный. И, в сущности, простой, как вода, огонь, пепел. И так же до конца непостижимый. И при определенности своей — загадочный, смутный, как его зыбкий, приглушенный свет. Фильм этот — поэтическая проповедь. Притча о жизни и смерти. Физической и духовной. О границе, пролегающей между ними. Это фильм — о преодолении. О человеке, вступившем на путь самоосознания. Пройти этот путь — вот задача. Испепелить себя этой задачей, этой жизненной — смертельной — необходимостью.