Производство: Camera One, HATCHETTE, Centre National de la Cinematographie (CNC) ТРИТЭ, ПИРАМИДА
Год: 1991
Премьера: 25 сентября 1991 (Париж), август 1993 (Москва)
«Урга» — это петля на конце шеста, которым монгольские скотоводы отлавливают животных. Для тех, кто живёт в степи, урга — символ любви, уединения и силы в бескрайних её просторах. Воткнутая в землю рядом с юртой урга — объявление о зачатии нового человека, нового монгола. Издалека видя этот шест, монгол не подъедет к юрте, дождется поодаль, пока шест не будет убран, чтобы не вторгаться на территорию любви.
Молодая монгольская пара, живущая в степи Внутренней Монголии на севере Китая, по законам не может иметь больше трёх детей. Но трое у них уже есть. Тогда Пагма посылает мужа в город за презервативами. Он едет в город вместе с русским шофёром (Владимир Гостюхин). Вместо презервативов Гомбо покупает телевизор, кепку, велосипед и, вернувшись домой, втыкает в землю шест. Но квинтэссенцией этой притчи является финал, где показано недалёкое будущее, в котором мальчик китаец спрашивает отца про пейзаж, видимый из окна, а отец отвечает ему, что здесь когда-то жили русские... Фильм-пророчество.
В ролях
Лариса Кузнецова — Марина
Владимир Гостюхин — Сергей
Ян Бочинский — Станислас
Бадема — Пагма
Байярту — Гомбо
Бао Юнгян — Бурма
Буринил — Буин
Ван Цзиянг — Ван Бяо
Николай Ващилин — Николай
Никита Михалков — камео (велосипедист на улице китайского города)
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
* 1991г. - Приз "Золотой Лев" на МКФ в Венеции (Никита Михалков).
* 1992г. - Премия "Ника" за лучшую режиссуру (Никита Михалков).
* 1992г. - Гран-при на МКФ в Кельне (Никита Михалков).
* 1992г. - Фильм-номинант на Премию "Оскар" Американской академии киноискусства за Лучший фильм на иностранном языке.
* 1993г. - Премия "Феликс" Европейской киноакадемии (Никита Михалков).
* 1993г. - Приз за операторское мастерство на МКФ в Шалоне (Вилен Калюта).
* 1993г. - Государственная премия России (Никита Михалков, Вилен Калюта, Рустам Ибрагимбеков, Владимир Гостюхин, Эдуард Артемьев).
Интересные факты
В 1993 году фильм номинировался на «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но проиграл фильму «Индокитай».
КРИТИКА
Это фильм, тоскующий об утраченной гармонии человека с природой, о потере национальных корней и традиционной морали, о житейской суете сует, год за годом вытесняющей искренность чувств, и конечно о Любви . Это картина с очень простой фабулой, сценарий которой первоначально умещался на пяти машинописных страницах. В чем только не упрекали российские критики создателя "Урги"- в попытке убежать за кордон от трудностей отечественного бытия, в "туристическом взгляде" на Азию и ее народ, в подражании Бертолуччи и т.д.
Мне подобные упреки не кажутся обоснованными. По такой логике, если снимаешь не в России, значит, боишься невзгод, а если тебя влечет Восток, значит, ты непременно эпигон автора "Последнего императора" или "Маленького Будды"...
Простота и естественность монгольских и китайских исполнителей избавляет от привкуса пошлости анекдотичную историю о том. как жена монгольского пастуха посылает его в город за презервативами. В ансамбле исполнителей-типажей актеру-профессионалу всегда приходится сталкиваться с серьезными проблемами совместимости экранного существования. Однако Владимиру Гостюхину удалось сыграть убедительно и точно. Его персонаж узнаваем, типичен и достоверен.
Сколько таких же, как этот русский шофер, парней колесит сейчас по белу свету с одной единственной целью - через год, два, пять возвратиться домой победителем, задарить родичей и знакомых пакетами в блестящих заграничных упаковках, порадоваться подросшим детишкам и зажить по-человечески...
Дорогого стоят в "Урге" и завораживающие пейзажи величественной степи, с ее тысячеголосыми звуками. И когда по степному простору скачет конница легендарного властителя Чингисхана, она не воспринимается причудливой игрой сновидения. Степь "Урги" - вечна. Вбирая в себя век за веком историю рода людского, она неизменно шелестит своими травами, подчиняясь дуновению ветров... Степь на экране неотступно притягивает взор. И сразу вспоминаются слова Никиты Михалкова о том, что "если вы не будете нарушать покой степи, вам, может быть, будет позволено увидеть степь такой, какая она есть: божественное явление, как океан, как тайна, как пустыня. Тогда вы сможете погрузиться в нее, ощутить ее вертикальность и растаять в ней"...