«Палач» — двухсерийный фильм. Экранизация одноимённой книги Сергея Белошникова.
Сюжет
Трое партнёров по бриджу, директор ресторана Игорь, врач-нарколог Виктор и художник Саша насилуют журналистку Ольгу, введя ей в вену какое-то вещество. Четвёртый, Андрей, не участвует в изнасиловании, но и ничего не делает, чтобы его предотвратить. Ольга решает не подавать заявление в милицию, а самостоятельно отомстить обидчикам. Вначале она приходит в гости к «подруге» Свете, которая помогла насильникам заманить жертву, и заставляет Свету назвать имена и телефоны четверых. Продав серьги с бриллиантами, Ольга находит наёмного убийцу Вольдемара, и просит чтобы тот их наказал за вознаграждение — каким образом, он сам должен придумать.
Дочь Игоря жестоко насилуют. Ольга звонит Игорю и объявляет, что с ним она в расчёте, но трое других получат своё. Четверо решают послать Андрея, чтобы предложить Оле деньги. Оля не хочет с ним говорить; в ходе ссоры Андрей бьёт Ольгу по лицу, она в ответ ударяет его ножом. Друг Оли, хирург, и она сама пытаются вылечить Андрея.
Исчезновение Андрея пугает насильников. Игорь, боясь за себя и семью, уезжает с женой и дочерью в Алушту. Виктор берёт отпуск и пытается уехать, но люди Вольдемара похищают его и в течение 10 дней накачивают наркотиками.
Тем временем Андрей выздоравливает, Ольга прячет его на даче в Комарове и пытается передать Вольдемару просьбу прекратить убийства, но тот исчез, а механизм уже запущен. Посадив Виктора на иглу, его возвращают домой и приказывают вызвать к себе Сашу. Приехав, тот застаёт умершего от передозировки Виктора, после чего обнаруживает погоню. Выехав на путепроводе на встречную полосу для обгона, Саша неожиданно обнаруживает, что у машины выведены из строя тормоза, падает с эстакады и гибнет.
Ольга вновь просит Вольдемара прекратить убийства, но тот заявляет, что он и сам не может это сделать, поскольку приказы уже переданы другим людям. Ольга возвращается на дачу и пытается вывезти Андрея. Когда они садятся в электричку, в сутолоке кто-то всаживает Андрею нож в спину, и он умирает.
К Ольге приходит домой Вольдемар. Ольга убивает его из охотничьей двустволки деда, после чего кончает с собой.
В ролях
Ирина Метлицкая — Ольга
Андрей Соколов — Андрей
Альгис Матулёнис — Вольдемар Карлович
Станислав Садальский — Виктор
Борис Галкин — Саша
Сергей Газаров — Игорь Иванович Погодин
Аристарх Ливанов — Сергей
Лариса Гузеева — Света
Елена Аржаник — Лена
Лариса Цапуста — дочь Игоря Погодина
Николай Крюков — дедушка Ольги
Тамара Лебедева — мама Ольги
Майя Блинова — бабушка Ольги
Игорь Агеев — эпизод
Олег Аксёнов — эпизод
Евгений Александров — эпизод
Вячеслав Васильев — эпизод
Герман Ведентьев — эпизод
Александр Глазун — эпизод
Вадим Гущин — эпизод
Александр Загорский — эпизод
Юрий Мальцев — эпизод
Вадим Медведев — эпизод
Никита Михайловский — эпизод
Дмитрий Нагиев — эпизод
Олег Петров — эпизод
Светлана Селезнёва — эпизод
Виктор Сергеев — эпизод
Анна Твеленева — эпизод
Рудольф Челищев — эпизод
Александр Шурыгин — эпизод
Виталий Щенников — эпизод
КРИТИКА
...Изнасилованная женщина Ольга, решив отомстить своим обидчикам, обращается к услугам наемных убийц... Сценарий Сергея Белошникова, возможно, мог стать основой для приличного триллера. Мог. Но, на мой взгляд, фильм Виктора Сергеева «Палач» оказался, как мне кажется, где-то посередине между двумя жанрами. Для триллера ему явно не хватает упругого динамизма, рубленого монтажа эпизодов (что не удивительно для чуть ли не трехчасовой длительности ленты). До психологической драмы «Палач» явно не дотягивает из-за достаточно одномерно разработанных характеров-масок, необязательности и банальности многих сцен, сюжетных натяжек и далеко не всегда убедительной актерской игры.
При всем том чувствуется, что авторы в чем-то шли наперекор клише нынешней разоблачительной «чернухи». К примеру, отказались от ох какого соблазнительного в эпатажном отношении эпизода группового изнасилования главной героини (И. Метлицкая) в начале фильма, не без умысла оставив его «за кадром». Понятно, что без этого «шокинга» трое насильников в исполнении Бориса Галкина, Станислава Садальского и Сергея Газарова вызывают больше сочувствия в качестве жертв жестоких мафиози...
Тема палача и жертвы, которые нередко могут меняться местами или парадоксально уживаться в одном и том же человеке,— одна из вечных в искусстве. Особенно ярко она проявилась в западном кинематографе 70-х: в фильмах Стенли Кубрика, Луи Маля, Лилиан Кавани... «Палач» Виктора Сергеева представляет, вероятно, комикс-вариант, увы, все еще неизвестных нашим зрителям шедевров. Хотя по мне, так лучше вместо такой адаптации авторы сняли крепкий «боевик» без претензий на философичность и притчеобразность...