| Цареубийца Оригинальное название: The Assassin of the Tsar
Жанр: Мистика, историко-психологическая драма Режиссер: Карен Шахназаров Сценаристы: Александр Бородянский, Карен Шахназаров Оператор: Николай Немоляев Композитор: Владислав Шуть Художник: Людмила Кусакова Продюсеры: Бенджамен Брамс, Владимир Досталь Страна: СССР, Великобритания Производство: "Курьер" (Мосфильм), "Спектейтор интертейнмент"(Великобритания) Год: 1991 Премьера: октябрь 1991 (Москва), 1 октября 1993 (Лондон) Актеры: Олег Янковский, Малкольм МакДауэлл, Армен Джигарханян, Андрей Кривицкий, Ольга Антонова, Дарья Майорова, Евгения Крюкова, Алена Теремизова, Ольга Борисова, Алексей Логунов, Юрий Шерстнёв, Юрий Беляев, Виктор Сеферов
В провинциальную психиатрическую больницу из столицы прибывает новый врач. Его интересуют свойства психики больного, воображающего себя Юровским, убийцей последнего царя. При беседах с ним выясняется, что больной - своеобразный философ, не лишенный дара внушения. Через некоторое время доктор начинает испытывать на себе воздействие своего пациента: он снова и снова думает о той роковой ночи с 16 на 17 июля 1918 года, когда в Екатеринбурге без суда и следствия был убит отрекшийся от престола Николай II вместе с женой, дочерьми и наследником. Вскоре доктор понимает, что трагедия последнего русского царя - отчасти и его трагедия...
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Премии за лучшую работу художника по костюмам - Вера Романова и за лучшую мужскую роль - Олег Янковский, "Ника"-91;
Главный приз МКФ в Белграде-91.
КРИТИКА
Об одном из чудовищных преступлений большевиков - убийстве царской семьи - снято уже несколько игровых и документальных фильмов. Но "Цареубийца" - первая картина на эту тему, снятая в России. Попытка рассказать о трагедии "изнутри". Впрочем, не совсем "изнутри": роль цареубийцы Юровского сыграл знаменитый Малколм Иак-Дауэлл ("Заводной апельсин", "О,счастливчик!", "Калигула"). Сила и мощь таланта Мак-Дауэлла таковы, что буквально спустя мгновение после его появления на экране веришь, что Юровский мог быть именно таким. Безудержно честолюбивым. Фанатичным. С болезненным блеском глаз, в которых затаилась жгучая боль. Эту боль, загнанную в глубину черной души, несли многие герои Мак-Дауэлла. И как бы они не пытались скрыть ее за циничной усмешкой, садистко-сексуальным эпатажем, боль все равно оставалась. И, несмотря на всю омерзительность подобных персонажей, они тем не менее нередко вызывали зрительское сочувствие и сострадание... Итак, на экране бунт маленького человека, однажды открывшего кровавый, но простой путь войти в историю России... Решению образа Юровского как синтеза палача и жертвы помогает и придуманная авторами двуслойность повествования. Ибо, помимо эпизодов екатеринбургской ссылки и расстрела Николая II, его жены и детей, в "Цареубийце" разворачивается сюжетная линия, связанная с желанием главного врача "психушки" 90-х разобраться в странной болезни своего пациента, который воображает себя Юровским... И тут Мак-Дауэлл солирует безраздельно. И в этом смысле концепция картины полностью соответствует своему названию. Характеры большинства остальных персонажей прописаны пунктирно, а эпизоды без участия Мак-Дауэлла не слишком выразительны.
| |