Бесприданница
Жанр: экранизация, драма, исторический фильм, мелодрама Режиссер: Яков Протазанов Сценаристы: Яков Протазанов, Владимир Швейцер Оператор: Марк Магидсон Композитор: Давид Блок Художники: Анатолий Арапов, С. Кузнецов Страна: СССР Производство: Киностудия Рот-Фронт Год: 1936 Премьера: 26 января 1937
Ларисе Огудаловой пора выходить замуж. И поклонников у неё много, но женихам нужно приданое, а у Ларисы его нет. Юлий Карандышев был не самым видным из её кавалеров, но единственный сделал предложение, которое Лариса без особой радости принимает. Готовится свадьба. И тут в город приезжает блестящий барин Сергей Паратов, которого Лариса когда-то любила. Между ними вновь вспыхивают давние чувства, и Лариса ночью убегает с Паратовым на пароход "Ласточка". Но Карандышев, чьи чувства к Ларисе поруганы её поступком, всю ночь плывёт за ними на лодке и под утро догоняет пароход. Между Ларисой и Карандышевым происходит бурная сцена, Карандышев предъявляет на неё свои права, но для Ларисы он слишком жалок и ничтожен. Тогда он убивает её выстрелом из пистолета ("Так не доставайся же ты никому!"). Для Ларисы, разочаровавшейся в суровых жизненных реалиях, смерть становится великим благом.
В ролях
Нина Алисова — Лариса Огудалова Ольга Пыжова — Харита Игнатьевна Огудалова Анатолий Кторов — Сергей Сергеич Паратов Михаил Климов — Мокий Пармёныч Кнуров Борис Тенин — Василий Данилыч Вожеватов Владимир Балихин — Юлий Капитоныч Карандышев Владимир Попов — Робинзон Николай Гладков — Гаврила Варвара Рыжова — Ефросинья Потаповна, тётка Карандышева Николай Боярский — мальчик
Съёмочная группа
Режиссёр: Протазанов, Яков Александрович Сценарий: Владимир Швейцер Оператор:Марк Магидсон Композитор: Давид Блок Художник-постановщик
Награды
Золотая медаль на Международной выставке в Париже (1937).
КРИТИКА
Я часто всматриваюсь в этот старый фотоснимок, с которого началась моя актерская биография. Не будь его, возможно, мне так и не довелось бы сыграть Ларису Огудалову - в фильме «Бесприданница». Протазанов «приглядел» меня во ВГИКе. Как увидел он в угловатой девочке трагическую Ларису, в роли которой блистали величайшие актрисы русской сцены,— это для меня тайна и посейчас. Тем не менее его ассистент А. Роу (да, тот самый, впоследствии известный Александр Артурович Роу — сказочник) принес мне сценарий и приглашение на пробы. И вот, путаясь в шлейфе, вхожу в павильон и столбенею: народу полно, всем интересно, как начнет съемку первокурсница, почти подросток. Единственным в тот момент желанием было убежать... Но поздно — меня ввели в кадр. — Так вы меня еще не забыли? — вымолвила я и сама не услышала своего голоса, зато отчетливо различила приглушенные смешки и шепот в рядах присутствующих. Сняли один раз, перешли к сцене с Вожеватовым: — Вася, что мне делать? Я погибаю... Едва начав, я поняла—провалилась, все кончено! Протазанов сказал: — Ну что ж, будем репетировать, — и муки мои продолжались. Полуживая от волнения и стыда, я безмолвно шевелила губами — голос пропал. Оператор М. Магидсон не выдержал: «Да говори ж ты, наконец!» Я напрягла все силы — напрасно. Теперь зрители смеялись, уже не стесняясь. Протазанов приблизился ко мне — я сжалась. «Прекрасно, прекрасно»,— сказал он тихонько мне на ухо... И я поверила. Заговорила, слезы хлынули сами собой, я упивалась сценой, чувствовала — все получается. — Будем снимать, — обратился режиссер к группе,— актриса готова. Вот здесь и пришел мне на помощь «грозный» оператор — милейший человек Марк Магидсон. Добродушно ворча («Думаешь, мне это надо?»), он заставлял меня приходить в павильон задолго до остальных и изо дня в день снимал при разном освещении, в различных ракурсах, водил в гримерную, костюмерную, придумывал прическу, грим, шляпку — все искал и не находил во мне Ларису... Я снова была на грани отчаяния. И вот однажды Магидсон принес фотографию, взглянув на которую Протазанов сказал: «Да. Это — она!» Портрет стал для нас ключом к облику и душе нашей героини.
Интересные факты
Экранизация одноименной пьесы А.Н. Островского(восстановлен в 1970). Фильм вошел в фонд советской киноклассики благодаря социальной трактовке драмы, яркой образности в изображении нравов русского купечества и великолепному актерскому ансамблю.
|