По мотивам старинных водевилей и пьес З.Антонава и А.Цагарели.
Это, пожалуй, первый советский мюзикл, хотя о таком жанре в те времена у нас никто и понятия не имел. В хореографии "Мелодий" ощутимо влияние знаменитого "Оливера".
Грузинский народ славится своей музыкальностью и редким, узнаваемым художественным вкусом. Даже образ жизни в чем-то сопоставим с искусством. Уникальное чувство юмора и жизнелюбие нации сконцетрировано в этой прекрасной музыкальной комедии, органично вобравшей в себя все лучшее, как виноградная лоза впитывает в себя солнце, воздух и соки земли.
Честная и трудолюбивая прачка Вардо (Софико Чиаурели) — любимица Верийского квартала старого Тифлиса. Но она идёт на кражу повозки дров, туши телёнка и шубы, чтобы на вырученные деньги дать возможность обучаться танцам дочерям Павле (Вахтанг Кикабидзе). В полицию поступил донос о причастности к краже бедного возчика. Чтобы освободить невинного, Вардо признаётся в своём поступке и оказывается за решёткой. Возмущённые люди выходят на улицу, а прачки квартала прекращают работу. Для восстановления спокойствия и порядка, полицмейстер даёт указание отпустить всех задержанных и зачислить девочек в танцкласс по протекции городских властей. Павле понимает, что поступками Вардо двигала любовь и к общей радости делает ей предложение.
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Главный приз ВКФ в Баку-74;
Диплом МКФ в Сан-Себастьяне-74
КРИТИКА
"Этот фильм Георгия Шенгелая появился вслед за более интеллектуальным «Пиросмани». Творчество этого грузинского режиссера вообще можно посчитать разностильным, даже несколько хаотичным из-за того, что он снимал приключенческие ленты («Он убивать не хотел», «Хареба и Гогия»), социальные драмы («Приди в долину винограда») и авторские картины (помимо «Пиросмани» — короткометражка «Алавердоба», «Путешествие молодого композитора» и в какой-то степени «Смерть Орфея», последняя по времени работа младшего из братьев Шенгелая). Кстати, вольное или невольное творческое соперничество Георгия с Эльдаром Шенгелая подвигло каждого из них на неожиданные подчас повороты в режиссерской биографии, хотя трагикомическая манера старшего из братьев все равно представляется более цельной. В то же время и в произведениях Георгия Шенгелая можно найти некую постоянную тягу к опосредованному или прямому обращению к музыке, которая выполняет роль отстраняющего комментатора или как бы непосредственного соучастника событий. В фильме «Мелодии Верийского квартала», созданном на основе музыки Георгия Цабадзе и стихов Мориса Поцхишвили, сразу же увидели образец первого грузинского мюзикла — и за национальное своеобразие, проявленное при интерпретации сугубо американского жанра, наградили одной из первых премий на Всесоюзном кинофестивале. Мелодраматическая история бедного извозчика Павле с двумя малыми дочерьми и неугомонной прачки Вардо из Верийского квартала (Софико Чиаурели, жена режиссера, тоже получила приз за эту роль) — словно озвученные картинки старого Тифлиса. Будто наивные художества гения-самоучки Нико Пиросмани, поданные в более привлекательной для зрителей манере, которая приближалась к эстрадному шлягеру (заметим, что это было еще до всенародного увлечения спетой Аллой Пугачевой песней «Миллион алых роз» — мало кто из поклонников знал, что в ней поэт Андрей Вознесенский намекал на судьбу именно Пиросмани). Конечно, музыкальная лента Шенгелая не стала таким хитом, как «Женщина, которая поет» с Пугачевой или хотя бы как «Душа» с Софией Ротару. Она всего лишь ненамного по сборам в прокате опередила почти параллельно вышедшую трагикомедию «Чудаки» Эльдара Шенгелая, которую посмотрели 7, 8 млн зрителей. И несмотря на внешний антураж жизнерадостного киноспектакля, «Мелодии Верийского квартала» — столь же горьковатая притча о бегстве в мир прекрасных иллюзий из обездоленной действительности, как и «Чудаки». Разумеется, это не саркастичная «Пастораль» Отара Иоселиани, моментально попавшая на «полку». Но тоже пример художнического эскапизма, пусть и в ситуации возникших, но мало оправдавшихся надежд на обновление грузинского общества после прихода к власти в 1972 году нового руководителя Эдуарда Шеварднадзе. В этом плане мрачное и глухо протестующее «Путешествие молодого композитора» (1984) и лишенная последних иллюзий «Смерть Орфея»(1995) — будто авторские послесловия к «Мелодиям Верийского квартала».