Актеры: Ирина Купченко, Светлана Смирнова, Сергей Коваленков, Зинаида Шарко, Олег Янковский, Иван Бортник, Наталья Скворцова, Майя Булгакова
Крайне самоуверенная шестнадцатилетняя ученица Зина - объект беспокойства молодой учительницы Веры Ивановны, приехавшей в провинциальный городок. Эту девочку, воспитывающуюся в трудных условиях, без матери, учительница приводит к себе и пытается ее приучить к искренности и добру. Девочка по-своему привязывается к учительнице и делает ее жизнь невыносимой...
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Специальный приз жюри фильму на I МКФ в Неаполе, Италия (1976).
Приз редакции журнала «Советский экран» С.Смирновой «За лучший актерский дебют» на 9-м ВКФ (1976).
Поощрительный приз за лучшую режиссерскую работу И.Авербаху на Всесоюзном конкурсе «Корчагинцы» (1977).
Главный приз «Золотая богиня Нике» фильму на IX МКФ в Салоники, Греция (1980).
КРИТИКА
...Одинокая учительница Вера Ивановна (Ирина Купченко) приютила у себя в доме свою ученицу-старшеклассницу (Светлана Смирнова). Наивная Вера Ивановна полагает, что в душе ее "трудной" ученицы еще можно посеять "разумное, доброе, вечное". Но, увы, для 16-летней максималистки не существует никаких нравственных аксиом. Ради достижения своих целей она готова шутя-играя не только читать чужие письма, но и безжалостно вторгаться в хрупкий мир чувств своего педагога...
Известный российский режиссер Илья Авербах (1934-1986) поставил жесткую драму о крахе интеллигентских иллюзий о всесилии Добра. О самоуверенном и агрессивном всезнайстве новой генерации о том, как "надо жить". О столкновении поколений, разделенных непреодолимой пропастью взаимного непонимания.
При этом картина И.Авербаха ("Монолог", "Объяснение в любви", "Фантазии Фарятьева") вовсе не напоминает моральные прописи. Она поставлена психологически тонко, неоднозначно. Ирина Купченко ("Дворянское гнездо", "Странная женщина") и Светлана Смирнова ("Впервые замужем", "Письма мертвого человека") составили замечательный актерский дуэт. Характеры их героинь вылеплены объемно, узнаваемо, живо. В отличие от иных выдающихся фильмов 60-х-70-х, "Чужие письма" не были отправлены на полку. Критический заряд фильма был как бы не замечен тогдашними властями. Картину тихо причислили к "безобидному" разряду "школьной темы"...