фильм 1976 года режиссёра Владимира Фетина, по одноимённой повести Ирины Велембовской.
ЖанрМелодрама
РежиссёрВладимир Фетин
Автор сценарияИрина Велембовская
В главных роляхНаталья Гундарева,Светлана Карпинская,Олег Янковский,Пётр Вельяминов,Римма Маркова
ОператорСемён Иванов,Владимир Ковзель
КомпозиторВасилий Соловьев-Седой
КинокомпанияКиностудия «Ленфильм»
Длительность93 мин.
Страна СССР
ЯзыкРусский
Год1976
Анна Доброхотова выросла в деревне, стала работать на кондитерской фабрике. Она нравится мужчинам и пользуется этим, чтобы пробиться в жизни. Вначале она знакомится с Лариком — симпатичным и наивным студентом-медиком. Их знакомство перерастает в интимные отношения, но случившуюся беременность Аня рассматривает только как способ получить отдельную жилплощадь. Выходить замуж за «хилого» студента она не собирается. Никто, кроме неё самой, Анну не волнует — например, узнав, что у дедушки её ребёнка тяжёлое сердечное заболевание, она продолжает с удовольствием жевать свою любимую селёдку. Бросив ребенка на попечение интеллигентных родителей Ларика, Аня устремляется на поиски своего счастья — легкого и бездумного. А когда вслед за отцом Ларика умрёт его мать, то Анна даже не подумает сообщить об этом сыну, которого любимая бабушка несколько лет растила, любила, многому научила и воспитала хорошим человеком.
Героиня Натальи Гундаревой говорит про своих односельчан: «Народу тут на чужое горе наплевать», но на протяжении всей картины мы видим, что это именно ей наплевать на всех, кроме себя самой — Анна ни разу не поинтересовалась чувствами других людей и их стремлениями, все её мысли направлены на исполнение только собственных желаний.
Как-то, навестив заболевшую коллегу, Аня знакомится с фронтовиком Николаем Егоровичем. Одинокий инвалид, поддавшись влечению к эффектной молодой женщине, предлагает ей не только жить вместе, но и усыновить её сына Юрия. Он легко находит общий язык с пасынком, который так привязывается к доброму, внимательному и интеллигентному отчиму, что даже начинает называть его «папой». Но Анне, чья голова занята только стремлением прикупить новые вещи и махинациями с путевками на фабрике, сын только мешает, она совершенно не уделяет ему ни внимания, ни душевной теплоты, из-за чего начинает ссориться с мужем. Николай, обозвав Анну «мачехой», отправляет Юру в нахимовское училище, потому что мальчик мечтает о море.
Анна заставляет мужа воспользоваться фронтовыми заслугами и выбить для них отдельную квартиру, после чего думает только о новой мебели. Николай всё сильнее разочаровывается в своей жене-мещанке, для которой смысл жизни свёлся только к материальным благам и бытовым удобствам. В итоге он уходит от неё, но она не может понять причину ухода мужа. Она думает, что он бросил её из-за другой женщины — осознание того факта, что уйти Николая заставили её бездушность, глупость и духовная пустота, ей в принципе недоступно.
Тем временем умирает мать Анны. Она жила в деревне, в последнее время жаловалась дочери, что плохо себя чувствует, но эгоистичная Аня не стала забирать мать из деревни. Даже на просьбу старушки помочь увидеться с внуком-курсантом, который и у этой бабушки жил несколько лет и очень её любит, Анна только отмахивается. Теперь же, после смерти матери, Анна наконец прочувствовала, что осталась одна, хотя не перестала одновременно думать и о том, как выгодней продать доставшиеся ей дом и вещи.
Случайно Анна знакомится с Тихоном. Кажется, что она, наконец, нашла человека, которого так долго искала. Но потом их отношения дают трещину. Тихон, увидев хорошо обставленную квартиру, которую оставил Анне бывший муж, начинает понимать, что счастье с этой женщиной для него невозможно: «Вряд ли, Нюрочка, у нас с тобой что-нибудь получится. Богато жить привыкла. Со мной богато не получится». К тому же Анна ведёт себя с ним назойливо и самоуверенно, что начинает вызывать у Тихона раздражение: «Такого морячка себе отхватила!» — хвастается она ему прямо в глаза.
К Анне приезжает сын, но видит, что мать ждет кого-то другого, а ему совсем не рада. Сын уходит, ещё раз убедившись, что в жизни матери места ему нет, что они чужие люди.
После первой ссоры Тихон решает всё-таки возобновить отношения с Анной и приглашает её к себе — в полуразрушенный дом, предназначенный под снос. Жена с дочкой уехала от Тихона в новую квартиру, а он остался здесь. Анна, вместо тактичного сочувствия, по?ходя обливает грязью бывшую жену Тихона и поспешно предлагает ему перебраться к ней — в её благоустроенную квартиру. Это окончательно убеждает Тихона, что человеческого в Анне очень мало и что как личность он не представляет для неё никакого интереса. Тихон для Анны — не человек со своей уникальной душой, а лишь один из «подходящих» ей мужчин. Тихон грубо выгоняет Анну, на этот раз — навсегда.
За внешностью «сладкой» женщины скрывается недобрый, бездушный, эгоистичный человек. Годы ушли, у Анны, кажется, есть всё — квартира, работа, материальное благополучие, но самого главного — семейного счастья — так и не случилось. Рядом с ней не осталось ни одного близкого человека — всех тошнило от этой «сладкой женщины» как от килограмма конфет, съеденных за один присест.
В ролях
Наталья Гундарева — Анна Александровна Доброхотова
Светлана Карпинская — Лидия Николаевна Дядькина
Олег Янковский — Тихон Дмитриевич Соколов
Пётр Вельяминов — Николай Егорович Кушаков
Римма Маркова — мать Анны Доброхотовой
Георгий Корольчук — Ларик Шубкин
Нина Алисова — Раиса Ивановна Шубкина, мать Ларика
Федор Никитин — Шубкин, отец Ларика
Саша Григорик — Юра в детстве
Радий Афанасьев — член президиума
Людмила Егорова — Клавдия
Надежда Михайлова — Ульяна Петровна Батурина
В эпизодах:
Лариса Буркова
Лидия Колпакова
Гренада Мнацаканова
Вера Титова
Валентина Чемберг
Альберт Печников
М. Рябухин
Г. Тимофеева
В. Хотько
Съёмочная группа
Автор сценария: Ирина Велембовская
Режиссер: Владимир Фетин
Операторы: Семён Иванов, Владимир Ковзель
Художник: Василий Зачиняев
Композитор: Василий Соловьев-Седой
Текст песен Глеба Горбовского
Звукооператор: Геннадий Корховой
Интересные факты
На роль главной героини режиссёр утвердил свою супругу Людмилу Чурсину, ради которой и затеял съёмки этого фильма, но она вскоре сама отказалась участия в картине .
Роль Анны стала первой главной ролью Натальи Гундаревой, определившей её дальнейшую карьеру в кино, хотя поначалу она отказывалась даже от кинопроб к этой картине .
На роль Тихона вначале был приглашён Владимир Высоцкий, с триумфом прошёл пробы, но затем отказался из-за чрезвычайной загруженности в театре .
В фильме звучит песня «Мы с тобой два берега» на музыку Андрея Эшпая и слова Григория Поженяна. Для Анны виноваты все, кроме неё самой. Долгие годы все — мать, сын, муж и коллеги пытались докричаться до неё, но живёт на «другом берегу реки».
Крылатые фразы из фильма
Ты мне больше сладкого не покупай. Оно мне на фабрике осточертело. Я селедку лучше люблю.
Ты хоть и неказистый, и хилый, а зато какие слова ласковые знаешь. И замашки такие приятные, без нахальства.
Интересно, о чём ты сейчас думаешь? — А чего я думать-то буду? Ты разве всегда думаешь?
К нам в общежитие всё равно ребят не пускают. Правда, в окошки лазают, но я лично… на втором этаже живу.
Грубо себя ведешь, сладкая. Замечание тебе.
Разве я виновата, что внушаю молодым любовь?! Другие женщины специально за этим на юг ездят.
Искусство, девушки, насчет любви, очень способствует.
Какое счастье, что ты у нас инвалид войны оказался.
Ещё чего, нахальство какое, это ж память… им, может, цены нет, а он сунет какую-нибудь пятерку.
И так душа не на месте, лежишь тут, а полы ещё не циклёваны.