Ночью мчится - мчится на полном ходу поезд дальнего следования под электровозом ЧС2. Пассажиры преспокойненько спят. Вдруг... прямо навстречу летящему с бешеной скоростью поезду мчится с уклона саморасцепившейся сцеп из восьми грузовых платформ! Машинист в последний момент кричит помощнику: «Прыгай!», дает экстренное торможение и героически погибает, беря на себя весь удар... Пассажиры, собравшиеся в вагоне - ресторане, в недоумении, откуда вдруг как из ничего эти роковые восемь платформ возникли...
В город, близ которого произошло столкновение, приезжает на расследование катастрофы следователь Ермаков (Олег Борисов). Он устраивается в гостинице и с превеликим удивлением обнаруживает, что соседнюю кровать в одном с ним номере занял журналист - корреспондент, приехавший с диаметрально противоположной целью - представить произошедшую катастрофу как чисто «почтите память» написанием статьи в газету под названием (статьи) «Подвиг машиниста». Никто не умаляет бесспорного героизма машиниста - однако, следователь абсолютно справедливо заявляет: «Поменьше бы таких подвигов!» - расследование - то продвигается - выясняется, что сцепщик вагонов, упорно заявляющий, что положил - как положено по инструкции - два башмака под саморасцепившиеся платформы, на самом деле положил - и всегда так делал! - только один (когда ему стало известно, что его «раскрыли», с ним случается удар, он (не удар, конечно, а сцепщик) попадает в городскую больницу и вскоре умирает) - вслед за этим выясняется, что на электровозе был неисправен скоростемер (и электровоз мчался со скоростью выше, чем показывал скоростемер) - следователь направляется на тяговую часть (где устроили гражданскую панихиду герою - машинисту) и обличает начальника депо в осознанном выпуске на линию неисправного локомотива... С выходом статьи «Подвиг машиниста» весь город ополчается против следователя: «Вам виноватые нужны?! Пусть лучше это будет (чисто) подвиг - пусть лучше будем чтить память» - при этом следователя еще и упрекают, что будто бы именно он свел в могилу «несчастного» сцепщика вагонов - «Вам еще нужно?!» - и фильм заканчивается тем, что согнали всех пионеров на торжественно - печальную церемонию открытия памятника герою - машинисту - а воз (в смысле надежности работы на железной дороге) - то и ныне там...
В ролях
Олег Борисов — Герман Иванович Ермаков, следователь
Анатолий Солоницын — Игорь Малинин, журналист
Михаил Глузский — Пётр Филиппович Пантелеев, сцепщик
Нина Русланова — Мария Игнатьевна, глава администрации
Людмила Зайцева — Тимонина, вдова машиниста
Николай Скоробогатов — Павел Сергеевич Голованов, начальник депо
Пётр Колбасин — Валерий Губкин, помощник машиниста
Иосиф Рыклин — врач
Станислав Коренев — заместитель главы администрации
Валерий Лысенков — телеоператор
Лидия Савченко — школьная учительница
Виктор Волков — Пухов, служащий депо
Александр Пашутин — пассажир поезда
Николай Симкин — руководящий работник
Александра Харитонова — Воробьёва, стрелочница
Галина Юркова-Данелия — режиссёр телевидения
Виктор Рождественский — полковник, пассажир поезда
Съёмочная группа
Автор сценария: Александр Миндадзе
Режиссёр: Вадим Абдрашитов
Оператор: Юрий Невский
Художник: Александр Толкачёв
Композитор: Эдуард Артемьев
Выход в прокат и критика
В прокат фильм вышел в конце 1982 года, прошёл в кинотеатрах второго плана. В его критике андроповского времени отмечалось, что фильм «предвосхитил решения Пленума ЦК КПСС по укреплению дисциплины». Однако, с позиции настоящего можно сказать, что в этом многоплановом фильме предвосхищены и другие социальные явления, как времен Андропова, так и более поздних[источник не указан 197 дней]. Интересны типажи корреспондента, пытающегося скрыть неприглядную правду под фальшивой риторикой человечности, а также местного руководителя, усмотревшего в гибели машиниста повод для открытия памятника и также считающего публикацию правды о причинах аварии политически нецелесообразной. Подобное, только в гигантских масштабах, мы видим в истории России. Всё это подчёркивает яркость таланта создателей фильма, которую они проявили, впрочем, и в других своих творениях.
До официальной премьеры фильм был показан весной 1982 года в Концертном Зале МФТИ. В своём выступлении после просмотра режиссёр фильма, сам когда-то учившийся в МФТИ, рассказал, что Олег Борисов, незадолго до этого имевший конфликт с руководством «Мосфильма» и не желавший сниматься в фильмах этой студии, после прочтения сценария изменил своё мнение и согласился на роль Ермакова.
В психологической драме "Остановился поезд" Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов снова показали себя вдумчивыми художниками, для которых важны не возможности "криминального" сюжета, а глубина характеров и проблем, выходящих за рамки обычного уголовного дела. Скупыми, сдержанными красками /быть может, даже излише неэмоционально/, неторопливо и подробно, они показывают, как небрежность, привычно-халатное отношение работников Н-ской железнодорожной станции к служебным обязанностям стоила жизни машнисту пассажирского поезда и едва не повлекла за собой еще большие людские жертвы. Следователь Ермаков бескомпромиссно стремится дойти до сути происшедего. Журналист Малинин, напротив, считает, что раз человек уже погиб - не стоит докапываться, знал или не знал тот о неисправности спидометра локомотива, ставшей одной и причин аварии.
Кто прав? На чьей стороне авторы? Конечно, закон на стороне Ермакова. Однако авторы объективно, беспристрастно подходят к своему герою, не стараясь сгладить его излишний максимализм, жестокость, сухость. Олег Борисов создает достоверный образ не слишком избалованного судьбой человека, который хочет быть всегда и во всем честным. Так шаг за шагом четко вырисовывается основная идея фильма: каждый человек должен отвечать за свое дело, тем паче, если от него зависит жизнь других людей. Частная, казалось бы, история с аварией поезда наталкивала на размышления куда более обобщающие. Абдрашитов и Миндадзе одними из первых сказали вслух то, на что иные не отваживались: не долетев до вожделенной Коммуны, "паровоз" тогдашнего общества не мог уже как прежде с бодрым энтузиазмом двигаться вперед...
Интересные факты
Подобный случай, когда случается авария из-за того, что вместо положенного количества башмаков кондукторами ставится под колёсные пары меньшее их количество, произошёл 31 мая 1996 года на перегоне Болотное — Тайга около станции Литвиново Кемеровской области (Кемеровская железная дорога; в настоящее время — Западно-Сибирская железная дорога). В результате этой аварии погибло 19 человек, ранено 59.