Иудушка Головлёв / Иудушка Головлев
Жанр: экранизация, драма, мелодрама Режиссер: Александр Ивановский Сценаристы: Константин Державин, Александр Ивановский Оператор: Василий Симбирцев Композитор: Андрей Пащенко Художник: Владимир Егоров Страна: СССР Производство: Ленинградская кинофабрика "Союзфильм" Год: 1933 Премьера: 23 января 1934
По мотивам романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Порфирий Головлёв, прозванный Иудушкой за лицемерие и ханжество, становится наследником богатого поместья. Но богатство не приносит счастья ни ему, ни его родным. Сын и племянницы Иудушки погибают в нищете и унижении, не дождавшись помощи от богатого родственника.
В ролях
Владимир Гардин — Порфирий Владимирович «Иудушка» Головлёв Татьяна Булах-Гардина — Анненька Нина Латонина — Любинька Екатерина Корчагина-Александровская — Улита, ключница Михаил Тарханов — Дерунов, купец Ирина Зарубина — Евпраксия Владимир Таскин — Петенька Фёдор Богданов — Кукишев Вера Стрешнева — Галкина, наследница Головлёвых Надежда Скарская — бабушка Степан Каюков — приказчик Игнат Валентин Киселёв — эпизод Сергей Нерадовский — эпизод Иван Чувелев — крестьянин Николай Урванцов — антрепренёр Константин Гибшман — эпизод
Съёмочная группа
Режиссёр-постановщик: Ивановский, Александр Викторович Авторы сценария: Державин, Константин Николаевич, Ивановский, Александр Викторович Оператор-постановщик: Симбирцев, Василий Композитор: Пащенко, Андрей Художник-постановщик: Егоров, Владимир Евгеньевич
КРИТИКА
В поздних киноведческих работах можно прочесть, что фильм «Иудушка Головлев» был, мол, беднее романа, поскольку режиссер смог разработать лишь одну сюжетную линию, и вообще в картине удачна чуть ли не одна работа — Гардина. Фильм действительно беднее романа,— констатировать это можно, но в упрек ставить бесполезно. Бесполезно потому уже, что ни у нас, ни за рубежом еще не было фильма, сделанного на основе романа социально значимого и психологически сложного, который бы «не обеднял...». И поверим Достоевскому, что такого фильма, который во всем был бы равен экранизируемому роману, и быть не может. Достоевский говорит в письме к Оболенской, что инсценировка романа может быть успешной, «... если вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него лишь один какой-нибудь эпизод для переработки в драму... или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет». Очевидно, подобного рода соображениями руководствовался и Ивановский, экранизируя роман Салтыкова-Щедрина: сохранив «первоначальную мысль», он переработал в драму важнейший «эпизод» книги — историю Иудушки. Рассказ Ивановского о поисках им исполнителя на роль Иудушки убедительно свидетельствует, что с самого начала фильм был задуман как история одного характера, как монодрама. Поэтому автор и обращался поочередно к И. Москвину, М. Тарханову, И. Певцову — у любого из этих великих актеров образ Иудушки был бы достаточно выразителен. (Тарханов, впрочем, очень удачно выступил в роли купца Дерунова.) Но разные причины помешали этим актерам принять предложение режиссера, и роль досталась Гардину. Успех Гардина, бесспорно, был не случайностью, а закономерностью, объясняемой не только талантом исполнителя, но и определенной чуткостью и точностью режиссерского замысла. Кстати, это ничуть не умаляет заслуги актера. Гардин, следуя в основном толкованию образа, данного литературными критиками еще в прошлом веке, подчеркивает в Иудушке черты, характерные для вырождавшегося русского дворянства. «Голубая кровь», если она и была, давно уже выцвела, высокие понятия о чести и человеческом достоинстве утрачены, осталась мертвечина, мерзость. Эта драма целого сословия конкретна и своеобразна у Гардина. Не стоит проводить параллели между описаниями у Салтыкова-Щедрина и игрой Гардина, при всех совпадениях Иудушка из фильма по-иному гадок и страшен. Впечатляют даже фотографии Иудушки — Гардина. При повторных же просмотрах фильма неизменно поражает актерское мастерство. Крупные планы лица, «словно маслом подернутого», глаза — пустые, мутные, опасные, как у гадюки, невозможно забыть. Иудушка — Гардин отнюдь не был единственной блестящей ролью в фильме. {} М. Тарханов, Н. Корчагина-Александровская, И. Зарубина создали интереснейшие, надолго запоминающиеся образы «темного царства». Удачным оказался и выбор молодых, одаренных и достаточно опытных актрис Т. Булах и Н. Латониной на роли Анненьки и Любиньки — двух странных и жалких созданий, одновременно являющихся и продуктом этого «царства» и его жертвами.
|