Бесприданница
Жанр: экранизация, драма, исторический фильм, мелодрама
Режиссер: Яков Протазанов
Сценаристы: Яков Протазанов, Владимир Швейцер
Оператор: Марк Магидсон
Композитор: Давид Блок
Художники: Анатолий Арапов, С. Кузнецов
Страна: СССР
Производство: Киностудия Рот-Фронт
Год: 1936
Премьера: 26 января 1937
Ларисе Огудаловой пора выходить замуж. И поклонников у неё много, но женихам нужно приданое, а у Ларисы его нет. Юлий Карандышев был не самым видным из её кавалеров, но единственный сделал предложение, которое Лариса без особой радости принимает. Готовится свадьба. И тут в город приезжает блестящий барин Сергей Паратов, которого Лариса когда-то любила. Между ними вновь вспыхивают давние чувства, и Лариса ночью убегает с Паратовым на пароход "Ласточка". Но Карандышев, чьи чувства к Ларисе поруганы её поступком, всю ночь плывёт за ними на лодке и под утро догоняет пароход. Между Ларисой и Карандышевым происходит бурная сцена, Карандышев предъявляет на неё свои права, но для Ларисы он слишком жалок и ничтожен. Тогда он убивает её выстрелом из пистолета ("Так не доставайся же ты никому!"). Для Ларисы, разочаровавшейся в суровых жизненных реалиях, смерть становится великим благом.
В ролях
Нина Алисова — Лариса Огудалова
Ольга Пыжова — Харита Игнатьевна Огудалова
Анатолий Кторов — Сергей Сергеич Паратов
Михаил Климов — Мокий Пармёныч Кнуров
Борис Тенин — Василий Данилыч Вожеватов
Владимир Балихин — Юлий Капитоныч Карандышев
Владимир Попов — Робинзон
Николай Гладков — Гаврила
Варвара Рыжова — Ефросинья Потаповна, тётка Карандышева
Николай Боярский — мальчик
Съёмочная группа
Режиссёр: Протазанов, Яков Александрович
Сценарий: Владимир Швейцер
Оператор:Марк Магидсон
Композитор: Давид Блок
Художник-постановщик
Награды
Золотая медаль на Международной выставке в Париже (1937).
КРИТИКА
Я часто всматриваюсь в этот старый фотоснимок, с которого началась моя актерская биография. Не будь его, возможно, мне так и не довелось бы сыграть Ларису Огудалову - в фильме «Бесприданница».
Протазанов «приглядел» меня во ВГИКе. Как увидел он в угловатой девочке трагическую Ларису, в роли которой блистали величайшие актрисы русской сцены,— это для меня тайна и посейчас. Тем не менее его ассистент А. Роу (да, тот самый, впоследствии известный Александр Артурович Роу — сказочник) принес мне сценарий и приглашение на пробы.
И вот, путаясь в шлейфе, вхожу в павильон и столбенею: народу полно, всем интересно, как начнет съемку первокурсница, почти подросток. Единственным в тот момент желанием было убежать... Но поздно — меня ввели в кадр.
— Так вы меня еще не забыли? — вымолвила я и сама не услышала своего голоса, зато отчетливо различила приглушенные смешки и шепот в рядах присутствующих. Сняли один раз, перешли к сцене с Вожеватовым:
— Вася, что мне делать? Я погибаю... Едва начав, я поняла—провалилась, все кончено! Протазанов сказал:
— Ну что ж, будем репетировать, — и муки мои продолжались. Полуживая от волнения и стыда, я безмолвно шевелила губами — голос пропал. Оператор М. Магидсон не выдержал: «Да говори ж ты, наконец!» Я напрягла все силы — напрасно. Теперь зрители смеялись, уже не стесняясь.
Протазанов приблизился ко мне — я сжалась. «Прекрасно, прекрасно»,— сказал он тихонько мне на ухо... И я поверила. Заговорила, слезы хлынули сами собой, я упивалась сценой, чувствовала — все получается.
— Будем снимать, — обратился режиссер к группе,— актриса готова.
Вот здесь и пришел мне на помощь «грозный» оператор — милейший человек Марк Магидсон. Добродушно ворча («Думаешь, мне это надо?»), он заставлял меня приходить в павильон задолго до остальных и изо дня в день снимал при разном освещении, в различных ракурсах, водил в гримерную, костюмерную, придумывал прическу, грим, шляпку — все искал и не находил во мне Ларису... Я снова была на грани отчаяния.
И вот однажды Магидсон принес фотографию, взглянув на которую Протазанов сказал: «Да. Это — она!» Портрет стал для нас ключом к облику и душе нашей героини.
Интересные факты
Экранизация одноименной пьесы А.Н. Островского(восстановлен в 1970).
Фильм вошел в фонд советской киноклассики благодаря социальной трактовке драмы, яркой образности в изображении нравов русского купечества и великолепному актерскому ансамблю.