«Земля Санникова» — советский художественный фильм, снятый в 1972—1973 годах на киностудии «Мосфильм» по мотивам книги Владимира Обручева «Земля Санникова» режиссёрами Альбертом Мкртчяном и Леонидом Поповым. Широкоэкранный, продолжительность — 1 час 29 минут.
Жанр драма,экранизация,приключение,исторический фильм
Режиссёр Альберт Мкртчян,Леонид Попов
Автор сценария Марк Захаров,Владислав Федосеев
В главных ролях Владислав Дворжецкий,Георгий Вицин,Олег Даль,Махмуд Эсамбаев,Игорь Старыгин,Игорь Ледогоров
Оператор Михаил Коропцов
Композитор Александр Зацепин
Кинокомпания Мосфильм
Длительность 89 мин.
Страна СССР
Год 1973
Идея снять фильм по роману Владимира Обручева принадлежала руководству «Мосфильма». Сценарий был написан Владиславом Федосеевым. Режиссёров было два, ими были выбраны дебютанты кинорежиссуры Альберт Мкртчян и Леонид Попов. А. Мкртчян решил радикально переработать сценарий и обратился за этим к Марку Захарову, который в то время активно занимался публицистикой, например, именно Захаров написал тексты писем Сухова («Белое солнце пустыни»). Марк Захаров даже не прочёл роман Владимира Обручева, а на замечание Мкртчяна ответил: «Ты мне обрисуй тему и что ты хочешь увидеть». Альберт Мкртчян вспоминал:
— Мы ведь написали совсем другую историю, к сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, — это идея: неизвестная земля, которую надо открыть.
Первоначально к участию в фильме планировалось привлечь Владимира Высоцкого (на роль Крестовского) и Марину Влади (на роль невесты Ильина). Высоцкий был очень вдохновлён сюжетом и написал к фильму три песни: «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Однако, на радио «Немецкая волна» прошла передача с участием записей песен В.Высоцкого. В контексте этой передачи Высоцкий был представлен бунтарём и диссидентом. Дорога к съёмкам в «Земле Санникова» Высоцкому и Влади была закрыта.
В спешном порядке на роль Крестовского был приглашён Олег Даль. Он приехал на съёмки в Зеленогорск в жутком настроении и в «разобранном» состоянии. Его гордость была ущемлена тем, что роль ему предложили лишь после Высоцкого.
На роль одного из героев фильма — Губина (беглого политического каторжанина) был утверждён великолепный актёр, Сергей Шакуров. Он и стал катализатором разногласий актёрского состава с режиссёрами фильма. Конфликт разгорелся на фоне того, что актёры считали режиссёров дилетантами, не умеющими снимать кино. Сергей Шакуров в открытую шёл на конфликт и в итоге отказался выполнять установки режиссёров. К этому бунту присоединились Владислав Дворжецкий и Олег Даль. Георгий Вицин в этой ситуации выдерживал нейтральную позицию, но всё же, подписал общую с актёрами-бунтовщиками телеграмму, отправленную руководству «Мосфильма»:
«Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров»
Актёры требовали заменить двух, по их мнению, непрофессионалов на одного нормального режиссёра. Однако руководство «Мосфильма» заняло принципиальную позицию — режиссёры будут продолжать снимать фильм! Целый месяц на «Мосфильме» актёрам «мыли мозги». «Слабые точки» были найдены у всех бунтовщиков, кроме Сергея Шакурова. В итоге он получил выговор и был снят с роли. На его место был приглашён Юрий Назаров, но в некоторых эпизодах фильма можно увидеть лицо Сергея Шакурова, хоть в титрах его фамилии и нет.
«Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошел до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на „Мосфильме". Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: „Ты что, Сергей, делаешь?" Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни — Даля и Дворжецкого…»
С огромным воодушевлением отнёсся к сценарию фильма и исполнитель главной роли Владислав Дворжецкий, надеявшийся на то, что она станет одной из лучших в его послужном списке. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.
Интересна история с песнями в исполнении героя Олега Даля — Крестовского. В первом варианте песни исполнил сам Олег, но когда фильм сдавался худсовету «Мосфильма», было принято решение переозвучить эти песни. Далю попросту отомстили за все его «фортеля» при съёмкахШаблон:Http://lib.rus.ec/b/162199/read. Для перезаписи пригласили популярного в то время певца Олега Анофриева. Олег Анофриев перезвонил Олегу Далю и спросил у него разрешения. Даль ответил: «Записывайся». Так, на сегодняшний день, сохранились две версии исполнения замечательной песни «Есть только миг…»
Сюжет
Ссыльный поселенец Александр Петрович Ильин уговаривает золотопромышленника Трифона Степановича Перфильева, прииск которого оскудевал, снарядить экспедицию на поиски Земли Санникова — легендарной тёплой земли где-то за Полярным кругом. Перфильев, надеющийся, что эта земля богата золотом, соглашается. Далее начинаются трудные поиски команды — смельчаков находится немного. В результате на борту судна оказываются: Александр Ильин, офицер-авантюрист Евгений Крестовский, слуга золотопромышленника Игнатий, которому даётся задание убить всех участников экспедиции в случае нахождения золотых россыпей, и Губин, беглый каторжник-террорист, бывший врач. После долгого путешествия, чуть было не замёрзнув в пути, первооткрыватели всё-таки добираются до вулканической земли, где они встречают аборигенов — племя онкилонов. Однако через какое-то время выясняется, что вскоре вулкан остынет, земля начнёт замерзать и всё живое на острове ждёт гибель. Участники экспедиции пытаются спастись, но до Большой Земли добирается только один Ильин…
В ролях
Владислав Дворжецкий — Александр Петрович Ильин, учёный, ссыльный
Георгий Вицин — Игнатий, слуга золотопромышленника Перфильева
Юрий Назаров — Губин, беглый политический каторжник, террорист
Олег Даль — Евгений Крестовский, офицер-авантюрист
Игорь Ледогоров — шаман
Игорь Старыгин — молодой индеец (в титрах не указан)
Махмуд Эсамбаев — чёрный шаман
Николай Гриценко — Трифон Степанович Перфильев, золотопромышленник
Елена Чухрай — невеста Ильина
Георгий Чепчян — Дуккар
Пётр Абашеев — вождь
Турсун Куралиев — Сетенкар
Екатерина Самбуева — Аннуир
Назира Мамбетова — Гошар
Константин Григорьев — очевидец пари
Сергей Дворецкий — очевидец пари
Николай Крюков — морской офицер
Василий Минин — Фёдор Васильевич
Сундуп Рабсалов — проводник
Валерий Смоляков — офицер в ресторане
Аркадий Трусов — кабатчик
Сергей Полежаев
Павел Первушин
Александр Суснин
Зинаида Сидоркова
Ораз Амангельдыев
Алексей Минин
О. Айназаров
Мурад Алиев
Александр Афанасьев
Какаджан Аширов
Геннадий Данзанов
О. Коппе
Л. Ли
Мясников Владимир Львович — исполнитель трюка подъёма Крестовского на колокольню (Дублёр О. Даля)
Часов Эдуард Израилевич — исполнитель трюка подъёма Крестовского на колокольню (Дублёр В. Дворжецкого)
Пётр Морозов
Т. Окапова
К. Пак
Л. Прокопенко
С. Рудь
Светлана Хилтухина
Л. Хогоева
И. Щепетнов
Б. Эреков
Борис Грызлов — один из сидящих за столиком в кафе (в титрах не указан)
Озвучивание
Олег Анофриев — исполнение песен
Артём Карапетян — Шаман
Съёмочная группа
Авторы сценария:
Марк Захаров
Владислав Федосеев
Режиссёры:
Альберт Мкртчян
Леонид Попов
Оператор: Михаил Коропцов
Художники:
Валерий Филиппов
Владимир Филиппов
Композитор: Александр Зацепин
Текст песен: Леонид Дербенёв
Технические данные
Производство: Мосфильм
Художественный фильм, односерийный, широкоэкранный, цветной, продолжительность 1 час 29 минут
Интересные факты
Фильм украсили песни Александра Зацепина на слова Леонида Дербенёва, а одна из них — «Есть только миг» в исполнении Олега Даля — относится к золотому фонду отечественной песни. В фильм вошла и получила известность запись песни в исполнении Олега Анофриева, актера и певца. Как и все песни, которые исполнял сам Олег Иванович, «Есть только миг» — берущая за душу и узнаваемая с первого такта мелодия. В советские годы песня критиковалась, в частности газета «Труд» от 3.06.1983 опубликовала статью «Есть только миг?», где говорилось, что песня эта, в сущности о слабых людях, которые только ноют, что жизнь быстротечна, и заботятся лишь о собственной судьбе. Утверждалось, что это откровенная пошлость, облеченная, к сожалению в красивую мелодию, и потому, легко запоминающаяся, тревожащая юные души ложной романтикой, мещанскими представлениями о счастье .
Несмотря на конфликты на съёмочной площадке, получившийся фильм был встречен публикой с восторгом: только в 1974 году его посмотрели более 41 миллиона зрителей.
В исполнении трюка подъёма Крестовского на колокольню принимали участие ленинградские альпинисты . Во время съёмки данной сцены оператор заметил, что в кадр попали телевизионные антенны на крышах соседних домов. Так как был конец дня и солнце уже заходило, переснять эту сцену не было возможности. Пришлось членам съёмочной группы подниматься на крыши, и сваливать все антенны. В это время шел футбольный матч, показ футбола по телевизору был прерван, и разъярённые жители выскочили на улицу. Для того чтобы погасить скандал — местным жителям по указанию режиссера было выдано по 100 рублей, сумма приличная для того времени.
Съёмки фильма
Для натурных съёмок использовались достаточно экзотические места: ледовый поход снимали на Финском заливе, а Землю Санникова — в Долине Гейзеров (Кроноцкий заповедник на Камчатке). Сцену подъема Крестовского на колокольню снимали в Выборге, на Часовой башне.