Юная красавица-провинциалка, по случаю и без особого труда, поступившая на филфак в престижный столичный вуз, не стесняясь в средствах, прокладывает себе путь к успеху. Выйдя замуж не "по-любви" за состоятельного молодого учёного-москвича, она обретает заполненную дефицитом квартиру, машину и поклонников, но бросает науку, теряет истинных друзей и талантливого руководителя, предаёт любящего мужа. И после развода она вовсе не становится свободной, обеспеченной и счастливой. Это заставляет героиню задуматься, а нужна ли им на самом деле такая лицемерно пустая, бездуховная жизнь?
В ролях
Людмила Нильская — Лена Кузнецова
Николай Иванов — Володя
Людмила Аринина — Зарицкая
Анатолий Ромашин — Любовник
Марина Левтова — Нина
Вячеслав Баранов — Миша
Анатолий Скорякин
Ольга Топилина — Наташа, младшая сестра
Николай Лебедев
Съёмочная группа
Автор сценария: Феликс Миронер
Режиссёр: Борис Григорьев
Оператор:Игорь Клебанов
Композитор: Георгий Дмитриев
Художник-постановщик: Ной Сендеров
Художник по костюмам: Мариам Быховская
КРИТИКА
Кто из нас в детстве не любил «классики», старую милую игру, где от участников требовались меткость броска, умение хорошо прыгать на одной ноге и стремление удержаться на ней во что бы то ни стало. Героиня этой картины Лена Кузнецова, нежно прозванная друзьями «Кузнечиком», не так уж давно расставшаяся с детством, играет в новую игру — «ступеньки», где с успехом применяет усвоенную в детстве технику. «Что это за ступеньки?» — спросите вы. Ступеньки лестницы, ведущей к успеху, материальному благополучию, которого она стремится добиться любой ценой, только платить должны другие. Ступеньки карьеры, по которым она будет вспархивать с победоносной легкостью, не очень задумываясь над дальнейшей судьбой тех, кто помог ей туда взобраться. В ней, в «Кузнечике», очень точно и верно угадан сценаристом Ф. Миронером некий социальный тип, существующий в определенной части сегодняшней молодежи. Тип этот отличает прежде всего утилитарный подход к науке, к делу, которым они занимаются, к людям, которые рядом, стремление прожить за чужой счет.
Лена ведет себя в жизни как старательница, алчно ищущая золотых россыпей, я погоне за мнимыми ценностями пропускает ценности истинные — духовность, верность, надежность, доброту. То судьба сводит ее с Володе: она становится его женой, теряет его, прежде чем успевает понять, что он был для нее настоящим, единственны другом, и что запас прочности нравственных устоев, заложенных в Володе, может еще помочь и ей остаться человеком.
Идя сквозь испытания, самым страшным из которых оказалось одиночество и пустота, героиня фильма обнаруживает способность вглядываться, вдумываться в происходящее, краснеть за многие свои поступки, и нравственный итог, к которому она приходит, важен тем, что по-новому поняты и прочувствованы, прочувствованы живой болью, а не привычными книжными словами, такие понятия, как порядочность, честность, ответственность за свою и чужую судьбу. И Лена не даст своей младшей сестренке, тоже покатившей завоевывать столицу, повторить свой путь.