Магистраль смотреть онлайн
Жанр: драма
Режиссер: Виктор Трегубович
Сценарист: Виктор Трегубович
Оператор: Эдуард Розовский
Композитор: Алексей Рыбников
Художник: Алексей Рудяков
Страна: СССР
Производство: Ленфильм
Год: 1982
Премьера: 8 августа 1983
Фильм снят по мотивам повести В. Барабашова "Жаркие перегоны".
Действие фильма происходит в течение одних суток работы железнодорожной магистрали, пропускная способность которой оказывается ниже необходимой. Происходит катастрофа: пассажирский поезд врезается в состав с цистернами, гибнет помощник машиниста, задерживается движение на участке. Фильм исследует закономерности, приведшие к аварии.
Действие фильма происходит на железной дороге в течение одних суток (название дороги вымышленное, но съёмки производились на Красноярской дороге).
С самого начала фильма зрителя погружают в мир железной дороги (а именно телефонный разговор начальника дороги и зам министра МПС). коротко и ясно нам излагают, выражаясь в терминах фильма, «поездную обстановку».
В фильме присутствует несколько сюжетных линий (в порядке появления): начальник дороги, Уржумов и министерство; проводница, Люда и помощник машиниста, Санька; пассажиры первого вагона и Люда; замначдора, Желнин и нефтеперерабатывающий завод; машинист, Агеич, МПС и другие.
Пропускная способность дороги ниже необходимой. Заводы постоянно не укладываются в сроки загрузки вагонов, тем самым сбивая графики перевозок. Из-за очередного нарушения — невыгруза из полувагона всего стального листа — происходит небольшая авария. На повороте полувагон, загруженный поверх оставшегося невыгруженного стального листа камнем с карьера, сходит с рельсов. Происходит огромный сбой в расписании. На плечи диспетчера (Владимир Гостюхин) ложится ответственность провести скопившиеся на участке поезда, а также не выбить из графика пассажирские поезда, в том числе фирменный поезд № 3 Красноярск—Москва. Заступив на смену, диспетчер начинает восстанавливать движение на участке, грамотно проводя поочередно грузовые и пассажирские поезда. Ему поступают взаимоисключающие приказания от заместителей начальника дороги: сначала вводить в график фирменный поезд, затем, останавливая «тройку», гнать два состава порожних цистерн для подачи на погрузку «плангорящему» нефтеперегонному заводу.
Диспетчера, кроме начальства, напряжённой поездной обстановки на участке, постоянно вызывающих его по селектору станций, отвлекает телефонными звонками жена, требуя, чтобы он сходил к начальнику отделения дороги и добился выделения квартиры. Начальник же дороги настоятельно советует диспетчеру — явно, подспудный пропагандирующий момент — перейти на совхозно-деревенский образ жизни.
И вот очередной звонок от жены приводит к тому, что один из составов порожних цистерн, поставленный под обгон «тройкой», был принят на путь, длина которого меньше длины состава. Диспетчер в аврале орёт ором, чтобы состав порожних цистерн экстренно подал вперед — а входной перекрыть! При внезапном переключении входного светофора с зеленого на красный, машинист «тройки» вынужден применить экстренное торможение, из-за чего в поезде происходят многочисленные падения пассажиров с полок. Состав порожних цистерн трогает вперед, но на стрелке остается цистерна, имевшая неисправную автосцепку, отвалившуюся во время резкого трогания состава. В результате чего цистерна осталась стоять на стрелочном переводе, что и послужило причиной столкновения. Электровоз (в фильме ВЛ80Р) нагоняющей опоздание «тройки» врезается в хвост наливного состава. Помощника машиниста на «скорой» увозят в местную больницу — где вскоре он и скончался.
В ролях
Владимир Гостюхин — диспетчер Бойчук
Людмила Гурченко — Гвоздева
Всеволод Кузнецов — зам начальника дороги Желнин Василий Иванович
Лавров, Кирилл Юрьевич — начальник дороги Уржумов Константин Андреевич
Павел Семенихин — Санька, помощник машиниста
Марина Трегубович — проводница Люда
Петр Шелохонов — Гадалов
Наталья Егорова — проводница Света
Игорь Дмитриев — «Двойник»
Иван Агафонов — машинист Шилов («Агеич»)
Сергей Проханов — «Студент»
Михаил Погоржельский — Александр Никитович, помощник Уржумова
Борис Соколов — начальник отделения Фёдор Николаевич Исаев
Юрий Демич — заведующий отделом транспорта обкома партии Сергей Федорович Колобов
Владимир Меньшов — председатель совета директоров Потапов Сергей Васильевич
Федор Одиноков — дежурный по станции Шумково
Эра Зиганшина
Юрий Лазарев
Анатолий Равикович — Степняк, начальник службы грузоперевозок
Интересные факты
После смены на станции локомотивной бригады машинист сразу по рации спрашивает у дежурного: "Ну что, поехали?", чего вообще быть не может, так как в реальности он должен ещё произвести совместно с работниками вагонного хозяйства опробование тормозов в поезде, доложить о готовности, после чего дежурный "дает добро" на отправление.
После смены на станции локомотивной бригады, когда машинист получил отказ на отправление, помощник машиниста взял молоток и пошел осматривать ходовую часть электровоза, что тоже глупо, так как это делается до запроса на отправление и пробы тормозов.
После смены на станции локомотивной бригады помощники машинистов обоих бригад должны произвести сдачу-приёмку электровоза, в фильме этого нет.Сразу же после того, как машинист отпускает тормоза, видно, как помощник машиниста садится на свое место, хотя на станциях помощник должен стоя наблюдать за свободностью пути.
После столкновения в фильме звучит фраза «а на входном был зелёный». Как утверждают профессиональные железнодорожники, вероятность появления зелёного огня на входном светофоре при занятой вагоном рельсовой цепи стрелочной секции и положении стрелки по отклонению на боковой путь предельна мала (т.к. отклонение по стрелочному переводу происходит по двум желтых огнях). Но такое вполне возможно — крушение поездов на станции Ельниково Южной железной дороги 22 декабря 1990 года (сейчас это Белгородское отделение Юго-восточной дороги) произошло именно так. На светофоре был зелёный, а скорый поезд всё-таки врезался в цистерну грузового поезда. Погибло более десяти человек. По книге у цистерны были намазученые пары — из-за чего не было замыкания рельсовой цепи, в Ельниково местный электромеханик отключил неисправную рельсовую цепь.
Сцена, где проводница покупает в кассе билеты для безбилетников - далека от действительности. Кассир в принципе не могла бы продать билеты на поезд, у которого нет графиковой остановки на этой станции.
В фильме постоянно задействован один и тот же электровоз — ВЛ80Р?1685 приписки депо Боготол Красноярской железной дороги. Однако, для съёмок сцены столкновения локомотива с цистерной был задействован другой электровоз (ВЛ80К) который был списан на момент съёмок. В кадре даже видны «пустые» тележки, со снятыми двигателями.
Часть натурных съёмок проходила на станциях Злобино и Боготол, Ачинск-1, а в фильме станция называется Красногорск.
В наши дни по маршруту Красноярск — Москва курсирует фирменный поезд «Енисей» № 55/56.
№ 79/80 Красноярск — Москва
В фильме по меньшей мере в четырех сценах (кроме, разумеется, самого столкновения) показаны действия железнодорожников, грубо нарушающие правила безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта, а именно:
Из диалога проводницы ГОЛОВНОГО вагона и помощника машиниста на станции, где происходит смена локомотивной бригады и возникает 20-минутная задержка поезда из-за поломки буксы:
Помощник: «Давно ездишь?» — Проводница: «Второй раз».
Согласно инструкции проводника пассажирских вагонов, «проводником головного или хвостового вагона может работать лишь проводник со стажем работы не менее одного года и предварительно сдавший экзамен и получивший специальное удостоверение проводника головного и хвостового вагонов»;
при технической остановке в Шумково, связанной с пропуском наливных составов, проводники выпускают пассажиров из вагонов. Правилами это запрещено. Хотя, в данном случае это было оправдано, тем более стояла сильная жара.
на этой же станции Шумково показано как пассажир с поезда № 3 входит в помещение дежурного по станции и просит телефон чтоб позвонить, хотя в реальности посторонним вход в помещение дежурного строго запрещен.
перед столкновением стрелка скоростемера электровоза ВЛ80 показывает 120 км/ч, при том, что конструкционная скорость этого электровоза — 110 км/ч (конструкционная скорость — максимально допустимая, превышать её строго запрещено, даже при нагоне опоздания)
после столкновения пассажиры выходят из вагона на пути противоположного направления, там же медики оказывают помощь раненным машинисту и помощнику. Согласно правилам, при вынужденной остановке поезда на перегоне высаживать пассажиров разрешено только со стороны, где нет пути.
С другой стороны, в реальной жизни нарушения всегда имеют место, поэтому создателей фильма нельзя упрекнуть в художественном вымысле. Кроме того, основная сюжетная линия фильма так или иначе связана с различного рода системными отклонениями как на железной дороге, так и вообще в жизни страны, поэтому данные нарушения в контексте фильма выглядят достаточно естественно.
в фильме может показаться, что первый вагон в разных сценах постоянно меняет место направления, но на самом деле в Шумково снимается нерабочий тамбур, так как отсутсвует выдвигающаяся подножка. А вот движение поезда происходит в обратном направлении. Это видно в сценах, где проводница сидит у окна и в сцене разговора с безбилетником в тамбуре.
В моменте, когда Бойчук говорит с Нодом в диспетчерской Нод Ф.Н обращается к нему как Евгений Алексеевич. Но отчество диспетчера Бойчука — Александрович.
Перед столкновением показана стрелка, она включена как раз на путь где стоят цистерны, так то мимо них в любом случае не проскочили бы(даже если бы успели протянуть "хвост" вперед).
Отличия от книги
В отличие от повести Валерия Барабашова «Жаркие перегоны», на основе которой и снимался фильм (повесть написана в 1976 году) есть много любопытных фактов:
Электровоз в фильме ВЛ80р, с поездом Красноярск — Москва, а по книге — ЧС2, с фирменным поездом «Россия» (Москва — Владивосток).
Помощник машиниста Санька не погибает, а вместе с Шиловым (машинист) возвращается работать в депо, чтобы сдать экзамены на машиниста.
Забавное совпадение. В книге поезд едет из Москвы, а в фильме — в Москву. Но направления маршрутов обоих поездов совпадают. C другой стороны, названия станций всё равно вымышлены, и потому, это в любом случае ничего не меняет.
Безбилетник «Студент», от которого получила деньги проводница Дынькина, в книге сошел в Шумково, чтобы ехать дальше на электричке.
Начальник дороги Уржумов после трагедии даже думал восстановить Бойчука на службе, но против начальства не пойдешь.
В книге, семья Бойчука состоит из жены и двоих детей, живущих в тесной «однушке». Бойчук уже 5 лет ждет очереди, так как уступал ее железнодорожнице с маленьким ребенком. В фильме же есть только короткое упоминание об этом.
По ходу действия книги у Желнина возникает романтический интерес к женщине, просившей у него цистерны для завода.
Фильм больше трагический, а книга написана в духе партийного компромата на недобросовестных чиновников транспорта и общего беспорядка эпохи «застоя».
Съёмочная группа
Автор сценария: Виктор Трегубович (по повести Валерия Барабашова «Жаркие перегоны»)
Режиссёр: Виктор Трегубович
Оператор: Эдуард Розовский
Художник: Алексей Рудяков
Композитор: Алексей Рыбников
Звукооператор: Наталия Левитина