Люди на болоте
Жанр: киноповесть, драма, экранизация
Режиссер: Виктор Туров
Сценарист: Виктор Туров
Оператор: Дмитрий Зайцев
Композитор: Олег Янченко
Художник: Евгений Игнатьев
Страна: СССР
Производство: Беларусьфильм
Премьера: февраль 1982
Cерий: 2
По роману Ивана Мележа. Болото в фильме - понятие многозначное. Оно объединяет людей одной деревни и в то же время отгораживает их от другой жизни. Болото - образ всего отживающего, страшного в своем пагубном влиянии: здесь прячется классовый враг. Здесь живет старуха-знахарка, олицетворяющая глухое прошлое. Но есть в названии фильма и другой символ - самоотверженное трудолюбие крестьян, не собирающихся искать мест посуше и получше... Губительную власть болота можно и нужно преодолеть только своими силами.
В ролях
Елена Борзова — Ганна
Юрий Казючиц — Василь
Геннадий Гарбук — отец Ганны
Гелена Ивлиева — Циля
Мария Захаревич — Анна
Виктор Манаев — Алёша Губатый
Эдуард Горячий — чекист Харчев
Виктор Шульгин — Дометик
Юрий Горобец — Глушак
Борис Невзоров
Дмитрий Харатьян
Августин Милованов
Леонид Дьячков
Александр Мороз
Константин Григорьев
Марина Яковлева
Геннадий Овсянников
Фёдор Шмаков
Виктор Гоголев
Татьяна Мархель
Стефания Станюта
Ольга Лысенко
Светлана Кузьмина
Павел Кормунин
Всеволод Платов
Лилия Давидович
Афанасий Кочетков
Евгений Иловайский
Виктор Тарасов
Александр Рыщенков
Тамара Муженко
Съёмочная группа
Авторы сценария: Иван Мележ, Виктор Туров
Режиссёр: Виктор Туров
Оператор: Дмитрий Зайцев
Композитор: Олег Янченко
Художник: Евгений Игнатьев
Звукорежиссёр: Гернард Баско
Интересные факты
В кинопрокате СССР этот фильм посмотрело 4,1 млн зрителей.
Актёры Елена Борзова, Геннадий Гарбук и Юрий Горобец получили за этот фильм Госпремию СССР.
Фильм является одним из немногих примеров белорусского национального кино — речь героев близка к белорусской (полесскому говору). Это делает действие правдоподобным и естествееным, а сама речь звучит своеобразно и красиво.
КРИТИКА
Перед режиссером, собравшимся перевести книгу Мележа на экран, было несколько путей. Можно было увлечься самобытным национальным колоритом, красочными крестьянскими обрядами и сделать ленту в духе «поэтического кино». Можно было выделить трагические линии судеб Ганны Чернушко, разлученной с любимым — бедняком Василем — и отданной замуж за нелюбимого богатея Евхима Гдушака, и ее подруги Хадоськи, чья жизнь была бездушно изломана этим самым кулацким сынком Евхимом. А можно было целиком сосредоточиться на социальных преобразованиях и жестоких классовых боях, происходивших в 20-е годы в белорусской деревне. Виктор Туров выбрал самый, пожалуй, трудный путь экранизации масштабного романа — «без потерь», во всей его многоплановости.
Итак, на экране — туманные, диковатые полесские равнины, холодно поблескивающие разливы воды, песчаные острова, почерневшие от старости и вечных дождей хаты деревень. Скудная, трудная, но кровно родная, а потому любимая земля полещуков. С экрана звучит своеобразный говор жителей Полесья, нежные, грустные их песни. Нам открывается полесский быт, воспроизведенный с чисто этнографической точностью и подробностью. Мы видим, как сложно, противоречиво и неотвратимо входит в веками устоявшуюся жизнь новое, как отзывается история в человеческих судьбах.
Поэзия и патетика, среда и быт, история и человеческие судьбы — все это в киноповествовании Виктора Турова сплавлено воедино тем, что и «позвало» режиссера в книге Мележа, тем, что сделало для него экранизацию романа настоятельной необходимостью. Это глубоко осознанная и глубоко личная пристрастность художника ко всем голосам и краскам родной земли, к каждому проявлению народного характера и творческой силы народа.
«Спутник кинозрителя», февраль 1982 года
Снимал ли я картину на современную тему или обращался к классической литературе, с годами все настойчивее ощущал я желание рассказать о земле, где родился, вырос, живу. Глубже понять и осознаннее полюбить эту землю помогла мне «Полесская хроника» нашего прекрасного писателя Ивана Мележа. А роман «Люди на болоте» из «Полесской хроники» многие годы был для меня тем желанным и зовущим произведением, которое могло бы помочь осуществлению моей мечты.