Ульзана (нем. Ulzana) — фильм-вестерн студии DEFA, ГДР, 1974 год. В главной роли — Гойко Митич. Вторая часть дилогии о мужественном вожде племени апачи Ульзане (в ряде источников — Ульцане).
Жанр вестерн
Режиссёр Готтфрид Колдитц
Автор сценария Готтфрид Колдитц,Гойко Митич
В главных ролях Гойко Митич
Оператор Хельмут Бергманн
Кинокомпания DEFA,Мосфильм
Длительность 91 мин (полная версия),86 мин (версия в СССР)
Страна ГДР
Язык немецкий
Год 1974
В результате Американо-мексиканской войны 1846-1848 годов США получили значительные территории. Часть земель была предоставлена племенам апачи. Кроме того, американское правительство финансирует оказание продовольственной помощи голодающим индейцам. Но дотации разворовываются местными чиновниками. Однако трудолюбие и мудрое землепользование позволяет краснокожим не только прокормить себя, но и начать продажу излишков продовольствия. Опасаясь государственного решения о прекращении финансовой помощи и и утраты щедрой кормушки, местные дельцы всеми способами препятствуют мирной жизни индейцев. Они привлекают на свою сторону продажного капитана Бертона, организуют взрыв запруды оросительной системы, берут в заложницы возлюбленную Ульцаны - Леону. Вождь Ульцана встаёт на защиту своего народа и в неравной схватке уничтожает врагов, навсегда теряя при этом свою любимую.
В ролях
Гойко Митич — Ульцана
Рената Блюм — Леона
Коля Рэуту — Старик Нана
Альфред Штруве — Олдрингтон, мэр
Хоппе Рольф — капитан Бертон
Критика
Ромил Соболев, обозреватель журнала «Спутник кинозрителя»: «Родившийся в американском кино, вестерн либо рассказывал о приключениях ковбоев, либо показывал борьбу белых переселенцев с индейцами. В последнем случае белые неизменно показывались как рыцари и герои, а индейцы — как вероломные убийцы, беспощадно охотящиеся на белых без разбора возраста и пола. <…> Главную задачу развенчания голливудских мифов не могли не взять на себя историки, социологи и художники Европы. Серия фильмов Кольдитца как раз и помогает решению этой задачи — развенчанию голливудской мифологии. А особенность этих фильмов в том, что используют они чисто американскую форму вестерна — фильма острого приключенческого сюжета, напряженного действия, стремительных погонь и боевых схваток, фильма, который категорично делит всех действующих лиц на абсолютно хороших и безоговорочно плохих» .