Вступление
Жанр: киноповесть, драма, экранизация
Режиссер: Игорь Таланкин
Сценарист: Вера Панова
Операторы: Валерий Владимиров, Владимир Минаев
Композитор: Альфред Шнитке
Художник: Семен Ушаков
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1962
Премьера: 6 мая 1963
По мотивам рассказов Веры Пановой "Валя" и "Володя".
Близится к завершению Великая Отечественная война. В поезде на несколько минут пересекаются жизненные пути двух совсем ещё юных Володи (Токарев) и Вали (Богунова), возвращающихся после эвакуации в Ленинград. Сюжет переносит их к первой случайной встрече, произошедшей летом 1941 года на переполненном беженцами вокзале. Период взросления подростков, вступление их во взрослую жизнь происходит в тяжёлые военные годы. Во время бомбёжки железнодорожного эвакуационного состава около станции Мга у Вали и её младшей сестры Люси (Волкова) гибнет мать (Соколова). После долгих скитаний по детским домам девочек находит родная тётя, и они обретают приют в её доме.
Сложно складывается судьба Володи Якубовского. Мать (Ургант) разведена с его родным отцом (Волков), у которого давно другая жена и сын Олег — единокровный брат Володи. В эвакуации мать пытается устроить личную жизнь и сближается с армейским капитаном (Чекан). Не желая её обременять, подросток устраивается на оборонный авиационный завод и переезжает в общежитие. Там он обретает хорошего друга — Ромку (Носик). Узнав что женщина беременна, капитан бросает мать Володи. Неблагоприятная репутация «доступной» женщины, родившаяся без отца девочка-младенец не позволяют ей снять достойное жильё. Подросток тяжело переживает неудачу в личной жизни матери и уезжает в Ленинград для того, чтобы его отец оформил надлежащий вызов в город, с которого лишь недавно снята блокада. Якубовский-старший сначала отказывает в помощи (открываются факты супружеской неверности матери), но возмужавший Володя твёрдо добивается своего. Отец возражает против общения Володи и Олега. Тем не менее, подростки знакомятся и становятся друзьями.
В ролях
Борис Токарев — Володя Якубовский
Нина Ургант — мать Володи
Юрий Волков — отец Володи
Николай Бурляев — Олег
Наталия Богунова — Валя
Лида Волкова — Люся
Любовь Соколова — мать Вали и Люси
Любовь Малиновская — тётя Дуся
Валерий Носик — Ромка
Виктор Авдюшко — Бобров
Станислав Чекан — капитан
Наталья Целигорова — Алёнка
Аркадий Трусов — дядя Федя
Елена Коровина — Лукия
Л. Житникова — Лиза
Мария Андрианова — тётка с ведром
Вия Артмане — соседка-латышка
Вера Вельяминова — мать Лизы
Анна Заржицкая — проводница
Любовь Стриженова — Маня
Зоя Толбузина — проводница Вера
Велта Лине — эвакуированная латышка
Елена Максимова — квартирная хозяйка
Антонина Павлычева — проводница
Алевтина Румянцева — деревенская жительница
Г. Рождественский — проводник
Александр Титов — мастер на заводе
Инна Фёдорова — баба на кладбище
Лидия Штыкан — мать Олега
Людмила Гаврилова — эпизод (нет в титрах)
Вера Бурлакова — кондуктор (нет в титрах)
Елизавета Кузюрина — пассажирка в поезде
Л. Земляникина — эпизод
З. Земнухова — эпизод
Г. Гуськов — эпизод
Д. Альперов — эпизод
А. Блохин — эпизод
Г. Клюйко — эпизод
А. Козьменко — эпизод
В. Клюева — эпизод
С. Метелица — эпизод
В. Пузанов — эпизод
Ольга Берггольц — голос за кадром, читает свои стихи
Награды
1963 год — фильм был номинирован на Золотого льва Венецианского кинофестиваля. Получил Специальный приз жюри (поделил с фильмом «Блуждающий огонёк», Франция), приз «Сан-Джорджио» Венецианского комитета культуры и цивилизации, а также медаль киноклуба МКФ.
1963 год — Специальный приз жюри «За новаторство» МКФ фильмов для детей и юношества в Каннах.
Художественные особенности и отзывы
Драматургия и режиссура картины в значительной степени базируется на успешном опыте фильма «Серёжа». Стилевые принципы, найденные В. Пановой совместно с Г. Данелия и И. Таланкиным, были развиты и расширены. Картину отличает эмоциональная насыщенность повествования. В журнале «Советский экран» фильм назван «отправной точкой в кинематографической биографии Нины Ургант»:
Именно тогда произошла наша первая встреча с простой русской женщиной, очень доброй и не очень счастливой в своей доброте и заботах, искренней и великодушной, сохраняющей тёплую чистоту негромкой своей судьбы. Экран, располагающий к пристальности взгляда, позволил заглянуть нам в её глаза, почувствовать обаяние её улыбки. И зритель не увидел в них даже малейшей фальши.
Съёмочная группа
Режиссёр-постановщик: Игорь Таланкин
Сценарист: Вера Панова
Операторы: Валерий Владимиров, Владимир Минаев
Художник: Семён Ушаков
Композитор: Альфред Шнитке
Звукорежиссёр: Арташес Ванециан
Режиссёр: Н. Архангельский
Редактор: Н. Беляева
Монтаж: М. Кузьмина
Художник по костюмам: Ш. Быховская
Грим: Н. Климова
Дирижёр: Г. Гамбург
Директор картины: Л. Канарейкина