Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 27.Апреля.2024, 10:12
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню Сайта
Советские фильмы смотреть

Эротические фильмы смотреть

Драмы [0]Исторические [0]
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4080
 

Война и мир смотреть онлайн

советский художественный фильм 1965—1967 годов в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа. Фильм стал известен благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съёмки полей сражений.
Одна из центральных работ в творчестве Сергея Бондарчука — создание фильма заняло около 6 лет (1961—1967). Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969). Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года. 1-я серия («Андрей Болконский») — лидер проката в СССР в 1966 году (58 млн зрителей).

Жанр историческая драма
Режиссёр Сергей Бондарчук
Автор сценария Сергей Бондарчук,Василий Соловьёв
по роману
Льва Толстого
«Война и мир»
В главных ролях Людмила Савельева,Вячеслав Тихонов,
Сергей Бондарчук
Оператор Анатолий Петрицкий
Композитор Вячеслав Овчинников
Кинокомпания Мосфильм
Длительность 255+104+125 мин.
Бюджет 8 млн руб
Страна СССР










Действие происходит в России в период с 1805 по приблизительно 1813 год. Фильм рассказывает о нескольких дворянских семьях: Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых в трагический период русской истории между двумя войнами.

1-я серия. Андрей Болконский

Действие фильма, так же как и книги, начинается в 1805 году в Петербурге, в салоне фрейлины императрицы Анны Павловны Шерер, где встречаются главные герои — друзья князь Андрей Болконский и Пьер (Пётр) Безухов. Болконский собирается на войну, он хочет изменить надоевший ему образ жизни. Безухов, не определившийся в жизни молодой человек, коротает время в кутежах и пьянстве в компании молодёжи, которую собирают офицеры Долохов и Курагин.
Безухов за недостойное поведение выслан из столицы в Москву, где на балу в доме Ростовых знакомится с дочерью графа Ростова — Наташей. Между тем умирает граф Кирилл Безухов. Наследником его немалого состояния неожиданно признают незаконного сына Пьера. До того бедный и безвестный дворянин становится первым женихом Москвы. Пьер знакомится с красавицей Элен, дочерью князя Курагина, и вскоре они женятся.
Николай Ростов и Андрей Болконский принимают участие в военной кампании 1805 года. Болконский получает назначение в штаб и становится адъютантом Михаила Илларионовича Кутузова, а затем отправляется в действующую армию. Кампания завершается сражением при Аустерлице. Увлекая солдат в атаку, Болконский получает тяжёлое ранение, но остаётся жив. Домой, по ошибке, приходит сообщение о том, что он погиб смертью храбрых.
Пьер Безухов между тем живёт светской жизнью. До него доходят слухи об измене жены с Долоховым. Безухов вызывает на дуэль и тяжело ранит Долохова. Пьер и Элен расходятся.
Жена Болконского Лиза умирает во время родов. В эту же ночь к смертному одру супруги приезжает Болконский. Разочарованный в жизни Болконский тяжело переживает смерть супруги, уходит с армейской службы и уезжает из столицы в своё имение.
Заканчивается зима. Болконский по делам посещает имение Ростовых, где встречается с повзрослевшей Наташей Ростовой. Болконский решает, что жизнь не кончилась в тридцать один год и возвращается в свет.

2-я серия. Наташа Ростова

31 декабря 1809 года. Наташа Ростова выезжает на свой первый бал. Безухов просит Болконского пригласить Наташу на танец. Болконский влюбляется в юную графиню Ростову и после бала решает сделать ей предложение. Однако отец Болконского против и ставит свои условия: брак может состояться только через год. Тайно обручившись с Наташей, Андрей Болконский на год уезжает за границу.
Ростовы отдыхают в своём имении Отрадном и выезжают на охоту. Наташа тоскует по Андрею. Наступает время праздников — святок, домой к Ростовым приходят ряженые. Наташа гадает, пытаясь узнать когда же вернётся её суженый. Она посещает старого князя Болконского, но тот отказывается обсуждать тему возвращения Андрея Болконского.
Во время посещения оперы Ростова близко знакомится с Анатолем Курагиным, который без памяти влюбляется в Наташу. Признание Курагина вскружило голову Наташе и она, забыв обо всём, готова обручиться и бежать с ним, но в последний момент побег расстроился. Узнав о безобразном поступке Курагина, который был женат и знал об отношениях Наташи и Андрея, Пьер Безухов чуть не убивает его и требует, чтобы тот покинул столицу.
Болконский, узнав об измене, называет Ростову падшей женщиной, и планы их совместной жизни расстроены. Пьер передаёт Наташе слова Болконского о разрыве и, пытаясь успокоить её, неожиданно сам признаётся ей в любви.

3-я серия. 1812 год

1812 год. Войска Наполеона вторгаются в пределы России. Главнокомандующим, несмотря на разногласия в штабе, назначен Михаил Кутузов. Война подступает всё ближе, горит Смоленск. Старик Болконский тяжело переживает, отказывается верить в горькие известия о поражениях русской армии и умирает.
Кутузов вызывает Андрея Болконского, предлагая ему службу при штабе, но Болконский просится в действующую армию и получает благословение Михаила Илларионовича. Безухов бросает столичный свет и тоже приезжает на место событий.
Безухов и Болконский принимают участие в разворачивающейся Бородинской битве. Безухов оказывается в самом пекле сражения, на одной из артиллерийских батарей. Перед началом сражения полк, которым командовал Болконский, оказался в резерве. Так и не вступив в бой, Болконский получает тяжёлое ранение от разорвавшейся рядом гранаты и попадает в полевой лазарет.

4-я серия. Пьер Безухов

1812 год. Осень. На военном совете по окончании Бородинского сражения Кутузов отдаёт приказ об отступлении, что открывает путь французским войскам на Москву. Семейство Ростовых, как и большинство москвичей, опасаясь наступающего противника, бежит из города. Пьер Безухов, переодевшись в крестьянское платье, остаётся в Москве.
Войска императора Наполеона вступают в опустевший город. Безухов спасает от смерти французского офицера. Москва гибнет в страшном пожаре, Пьер чудом остаётся цел, оставшись невредимым после пожара и избегнув расстрела, как один из поджигателей.
Ростовы эвакуируют умирающего Болконского в своё имение, где пережидают оккупацию. Болконский умирает на руках Наташи Ростовой и прощает ей всё содеянное.
Как и рассчитывал Кутузов, войска Наполеона в условиях наступающей зимы вынуждены покинуть Москву и далее, преследуемые русскими войсками, и пределы России. Русская армия празднует победу.
Минует зима, начинается лето. Безухов возвращается в отстраиваемую заново Москву и встречается с Наташей Ростовой. Фильм заканчивается словами:

Съёмочная группа

Автор сценария: Василий Соловьёв, Сергей Бондарчук
Режиссёр: Сергей Бондарчук
Операторы: Анатолий Петрицкий, Чен Ю-Лан (Иоланда), Александр Шеленков
Художники: Михаил Богданов, Геннадий Мясников
Звукооператор: Юрий Михайлов
Художник по костюмам: Михаил Чиковани
Консультанты: генерал армии Владимир Курасов, генерал армии Маркиан Попов, генерал-лейтенант Николай Осликовский (по кавалерии)
Консультанты: Анна Книпер-Тимирёва (по этикету, в титрах не указана)
Монтаж: Татьяна Лихачева
Директор картины: Виктор Циргиладзе.


В ролях

Русские дворянские семьи

Ростовы
Виктор Станицын — граф Илья Андреевич Ростов
Александр Борисов — дядюшка Ростовых
Кира Головко — графиня Ростова
Ирина Губанова — Соня, племянница Ростова
Сергей Ермилов — Петя Ростов
Олег Табаков — Николай Ростов

Болконские
Антонина Шуранова — княжна Марья Болконская
Анастасия Вертинская — Лиза Болконская
Анатолий Кторов — князь Николай Болконский
Андрей Сёмин — Николушка Болконский
Вячеслав Тихонов — князь Андрей Болконский

Безуховы
Людмила Давыдова — княжна Безухова
Николай Толкачев — граф Кирилл Владимирович Безухов
Николай Кутузов — родственник Безуховых
Бондарчук Сергей — Пьер Безухов
Ирина Скобцева — Элен Безухова (до замужества Курагина)
Василий Лановой — Анатоль Курагин
Эдуард Марцевич — Борис Друбецкой
Клавдия Половикова — Друбецкая
Галина Кравченко — княжна Жюли Карагина
Ангелина Степанова — Анна Павловна Шерер, фрейлина императрицы
Елена Тяпкина — Ахросимова
Джемма Фирсова — Катиш
Олег Ефремов — Долохов
Борис Смирнов — князь Василий
Иван Соловьёв — Шиншин
Юрий Чекулаев — Несвицкий

Прочие роли
Алексей Глазырин — эпизод
Леонид Кмит — эпизод
Георгий Светлани — эпизод
Анна Тимирева — дама на балу
Ия Арепина — эпизод (не указана в титрах)
Никита Михалков — эпизод (не указан в титрах)
Георгий Шаповалов — эпизод
Мария Капнист — дама на балу
Аполлон Ячницкий — Пьер Безухов, эпизод

Русская армия и союзники

Виктор Мурганов — Александр I
Борис Захава — Михаил Илларионович Кутузов
Гиули Чохонелидзе — Багратион
Александр Смирнов — штабс-офицер Козловский
Алексей Смирнов — штабной офицер
Родион Александров — Балашов
Владимир Селезнёв — офицер Болховитинов
Алексей Бахарь — русский солдат
Сергей Никоненко — русский офицер
Николай Рыбников — Василий Денисов
Михаил Храбров — Платон Каратаев
Александр Лебедев — русский солдат
Николай Сморчков — русский солдат
Анатолий Дегтярь — русский солдат
Иван Жеваго — русский солдат
Николай Трофимов — Тушин
Станислав Чекан — Тихон Щербатый
Пётр Савин — Тимохин
Янис Грантиньш — генерал Вольцоген
Николай Бубнов — генерал Макк
Хельмут Зоммер — генерал Беннигсен
Эрвин Кнаусмюллер — генерал Вейротер
Вадим Сафронов — император Франц

Французская армия

Владислав Стржельчик — Наполеон Бонапарт
Борис Молчанов — маршал Даву
Лев Поляков — Лористон
Жан-Клод Балар — Рамбаль
Георгий Милляр — Морель

Слуги, крестьяне

Светлана Коновалова — кухарка
Нонна Мордюкова — Анисья Фёдоровна
Николай Гринько — Десаль
Борис Хмельницкий — адъютант отца Пьера Безухова (не указан в титрах)
Александр Комиссаров — мастеровой

Предыстория


Витторио Гассман (Анатоль Курагин) и Одри Хепберн (Наташа Ростова). Голливудская постановка 1956 года.
В начале 1960-х годов совпало сразу несколько обстоятельств: близилось 150-летие Бородинской битвы, наступало время хрущёвской оттепели. В 1959 году на экраны СССР вышел американский фильм «Война и Мир» (режиссёр Кинг Видор), и был тепло принят зрительской аудиторией. Успех голливудской картины заставил руководителей советского кинематографа задуматься об отечественной экранизации романа.
При всём размахе и сложности эпопеи Льва Толстого её текст представлял собой интересный и благодатный материал для режиссёра. Михаил Ромм в своих лекциях отмечал, что сюжет и действие романа соответствуют принципу параллельного монтажа и близки к готовому сценарному построению. Единственная кинематографическая постановка «Войны и мира» в России была осуществлена в 1915 году режиссёром Яковом Протазановым.
За право осуществить государственный заказ соперничали классик социалистического реализма, основатель Союза кинематографистов СССР Иван Пырьев и на тот момент ещё не столь авторитетный Сергей Бондарчук. Бондарчук уже успел снять, как режиссёр, получивший признание, фильм «Судьба человека» (1959). Выбор должна была сделать комиссия Министерства культуры СССР во главе с Екатериной Фурцевой, но Пырьев сам отвёл свою кандидатуру. Впоследствии между двумя режиссёрами возникла размолвка, и до конца жизни Пырьева они не здоровались друг с другом.

Создание

«Война и мир» считается одним из наиболее масштабных проектов в мировой и советской кинематографии, наряду с такими картинами, как «Освобождение» и «Тихий Дон». Работа над лентой прямо контролировалась Министерством культуры СССР. Она стала делом престижа для Советского Союза, и создание её потребовало усилий всей страны.
Для съёмок использовалось принципиально новое кинематографическое оборудование и материалы. Создатели получили доступ к музейным фондам, использовали для съёмок подлинную мебель и аксессуары XIX века. Для пошива костюмов директор картины привлёк Госплан СССР и Министерство лёгкой промышленности СССР. Одним из «спонсоров» картины стало Министерство обороны СССР, предоставившее лошадей и целые воинские подразделения в распоряжение съёмочной группы. В ходе работы над фильмом был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников, который впоследствии был успешно задействован во многих других советских фильмах.
Взаимоотношения в творческом коллективе складывались непросто с самого начала. Тяжело проходили пробы, многих актёров, в том числе на ведущие роли, принимали уже после начала съёмок. Группа операторов, начинавших снимать картину, — Иоланда Чен, Александр Шеленков — отказалась работать с Бондарчуком по причине его режиссёрского диктата и отсутствия порядка в съёмочном процессе. На примирение обе стороны не пошли, и главным оператором «Войны и мира» стал Анатолий Петрицкий.
За право написать музыку для картины конкурировали всемирно признанные композиторы: Шостакович, Свиридов, Хачатурян. Принимая во внимание всю сложность задачи, Кабалевский даже предлагал переделать под киноформат музыку из одноимённой оперы Прокофьева. Вячеслав Овчинников в 1962 году был ещё никому неизвестным студентом консерватории. Но именно его выбрал Бондарчук.

Ход съёмок


Сергей Бондарчук — Пьер Безухов. Первая по времени снятая сцена фильма — расстрел поджигателей Москвы (1962).
Создание эпопеи — второго фильма Сергея Бондарчука как режиссёра — заняло около 6 лет.
Работа над сценарием началась в 1961 году. 27 февраля 1962 года генеральной дирекцией студии Мосфильм был принят литературный сценарий четырёх серий. Через месяц сценарий был обсуждён и одобрен на совещании в Министерстве культуры. Министерство обязало оказывать всю необходимую помощь создателям будущей киноэпопеи ряду ведомств и учреждений. Весной и летом 1962 года прошли актёрские пробы.
Съёмки «Войны и мира» начались 7 сентября 1962 года со сцены расстрела французами поджигателей города (эпизод вошёл в заключительную 4-ю серию). Затем снималась сцена русской охоты.
С декабря 1962 по май 1963 года съемочная группа была в экспедиции — в Закарпатье, в Мукачево. Там были сняты эпизоды Шенграбенского и Аустерлицкого сражений 1805 года.
Центральную панораму Бородинского сражения начали снимать 25 августа 1963 года — в день его 151-й годовщины. В массовке, изображавшей две армии, было занято около 15 тысяч человек. У каждого из них было оружие, исторический костюм. На постановку «боя» израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина.
Павильонные съёмки шли с декабря 1963 года до середины июня 1964 года. В это же время снимали первый бал Наташи Ростовой. В июле 1964 года у Сергея Бондарчука случился тяжёлый сердечный приступ и съёмки были приостановлены до сентября.
В мае 1965 года съёмочная группа получает распоряжение из Министерства культуры приостановить съёмки и спешно готовить первые две серии к показу на Московском международном кинофестивале. С задачей создатели справились и 18 июня 1965 года в Кремлёвском Дворце съездов состоялась торжественная премьера двух серий для представителей Госкино. Затем картина получила признание фестивального жюри МКФ и первый приз. Но самому Бондарчуку это стоило второй клинической смерти и его едва спасли врачи.
На широкий экран картина вышла 14 марта 1966 года — в кинотеатре «Россия» состоялась премьера 1-й серии фильма «Война и мир» («Андрей Болконский»). В прокате 1966 года первая серия фильма заняла 1-е место, собрав аудиторию в 58 миллионов зрителей.
Работа над третьей серией («1812 год») закончилась 28 декабря 1966 года — комиссия «Мосфильма» приняла фильм. Съемки четвёртой серии («Пьер Безухов») продолжались до августа 1967 года.
21 июля 1967 года в кинотеатре «Россия» состоялась премьера 3-й серии («1812 год»). Премьера 4-й серии «Войны и мира» («Пьер Безухов») состоялась 4 ноября 1967 года.

Подбор актёров


Людмила Савельева — Наташа Ростова, Вячеслав Тихонов — Андрей Болконский. Сцена первого бала была снята в самом большом павильоне «Мосфильма» № 1.
Выбор актёров стал отдельной задачей при создании эпической ленты. В фильме одних только озвученных персонажей свыше трёхсот.
На главную женскую роль Наташи Ростовой пробовались многие ведущие актрисы, в их числе Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко, но выбор Сергея Бондарчука был неожиданным. После нескольких проб остановился на 19-летней дебютантке — выпускнице Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой, балерине Ленинградского театра опера и балета Людмиле Савельевой.
В сентябре 1962 года съёмки уже шли полным ходом, а позиция актёра на роль Андрея Болконского оставалась вакантной. Пробовались многие звёзды советского экрана: Эдуард Марцевич, Олег Стриженов и Вячеслав Тихонов, но режиссёр выбрал Смоктуновского. У Иннокентия Михайловича уже было заманчивое предложение сыграть Гамлета в новой постановке, а Козинцев категорически отказался «отдавать» актёра.
Здесь в творческий процесс снова вмешалась министр культуры Екатерина Фурцева, настоявшая на кандидатуре Вячеслава Тихонова. Многочисленные мучительные пробы долгое время не устраивали режиссёра. В конце концов Вячеслав Тихонов убедил Бондарчука в том, что соответствует этой роли.
Интересно, что на роль Пьера Безухова рассматривалась даже такая экзотическая кандидатура, как Юрий Власов. В итоге она осталась за самим создателем картины, хотя многими критиками трактовка роли Бондарчуком, среди всех главных ролей, впоследствии считалась наиболее спорной. Для того чтобы соответствовать экранному воплощению Безухова — Сергей Бондарчук был вынужден прибавить в весе около 10 кг. Супругу Пьера — Элен Безухову, как и во многих других картинах, сыграла супруга Бондарчука в жизни Ирина Скобцева.
На роль Пети Ростова пробовался Никита Михалков и с его участием даже начались съёмки, но после первой же сцены русской охоты Михалков от роли отказался. На роль взяли Сергея Ермилова.
Известный ленинградский актёр Николай Симонов планировался на Кутузова. Роль великого русского полководца досталась ректору Щукинского театрального училища Борису Захаве.
На роли некоторых немецких и французских персонажей были приглашены иностранные актёры такие как: Хельмут Зоммер, Эрвин Кнаусмюллер, Жан-Клод Баллар.

География

Волоколамский (Иосифо-Волоцкий) монастырь, в окрестностях которого снимались некоторые сцены фильма
География съёмок была весьма обширна. Необходимая натура для сцены расстрела поджигателей Москвы была найдена у стен Новодевичьего монастыря. Для съёмки сцены русской охоты подошло село Богословское недалеко от Иванькова.
Возле города Дорогобуж, Смоленской области, на пути Старой смоленской дороги, нашлось подходящее поле для съёмки Бородинского сражения. Первоначально собирались снять на реальном Бородинском поле, но мемориал, установленный на месте сражения, мешал съёмкам.
Недалеко от Волоколамского монастыря вблизи села Теряево построили деревянные декорации Москвы и сняли пожар столицы, используя огромный макет на берегу р. Пахры.
Ряд сцен был снят в усадьбе Толстого в Ясной Поляне, в Ленинграде и в Молдавии.
Первоначально самую романтическую сцену фильма собирались снимать в большом фойе Таврического дворца в Ленинграде, но договориться об этом не удалось. В результате декорации первого бала Наташи Ростовой были созданы в одном из павильонов «Мосфильма».

Технология

Фильм «Война и Мир» должен был продемонстрировать всему миру то, что в СССР технология кинематографии не уступает мировым стандартам и использование отечественных материалов и инструментов было делом принципа.
В конце 1950-х годов в мире начинает распространяться новая технология широкоформатного кино. Американский продюсер Майкл Тодд, посетив СССР, в конце 50-х годов предложил совместное производство «Войны и Мира» с использованием его системы Тодд-АО. Он привёз в Москву 65-мм студийную кинокамеру и 70-мм кинопроектор для демонстрации возможностей системы. Предложение было отвергнуто, но оставшаяся в Москве кинотехника послужила основой для создания советской 70-мм системы широкоформатного кино. Съёмка на 70-мм плёнку позволяла получать на большом экране изображение высокого разрешения, что как нельзя более удачно подходило для масштабных фильмов с красочными батальными сценами.
Первым фильмом, снятым по полностью советской технологии широкоформатного кино, стала картина режиссёра Солнцевой «Повесть пламенных лет» (1960). К 1962 году технология широкоформатного кинематографа ещё окончательно не сложилась и фильм «Война и Мир» стал полигоном для новых идей и разработок. Одним из наиболее важных моментов, повлиявшим впоследствии на весь ход съёмок и конечный результат, стал выбор плёнки. К началу съёмочного периода было невозможно заказать необходимую партию плёнки Kodak, поскольку не оставалось времени для выделения валютных средств на её приобретение, и негативная плёнка шириной 70 миллиметров фирмой Кодак не выпускалась. Американские системы широкоформатного кино предусматривали негатив шириной 65 миллиметров. У создателей была возможность использовать плёнку производства фирмы ORWO из ГДР, но в итоге решение было принято в пользу отечественного производителя.
Собственно картина снималась одновременно в двух форматах:
широкоформатном 70 мм (с шестиканальным звуком 5+1),
широкоэкранном 35 мм (со стереозвуком).
По мнению оператора фильма Анатолия Петрицкого важно было и то, что режиссёр мог расходовать отечественную плёнку в неограниченных количествах. Для съёмок 70-мм камерой использовалась экспериментальная цветная 70-мм плёнка Шосткинского комбината и экспериментальная камера с зеркальным обтюратором «Россия». Ряд сцен был снят компактной камерой КСШР-1. Такая камера весила около 10 кг и съёмка ей «с рук» требовала недюжинной физической силы оператора.
Съёмочная группа впоследствии страдала из-за низкого качества отечественной плёнки и постоянного брака при проявке, некоторые сцены приходилось повторять по 30-40 раз. Многократной пересъёмке подвергались технически сложные батальные сцены с большим количеством статистов, когда за день получалось не более двух качественных дублей. Слабая чувствительность плёнки приводила к тому, что съёмочную площадку приходилось дополнительно освещать прожекторами даже днём, при естественном свете. Из-за этого работа над картиной так сильно растянулась. В итоге в окончательный вариант всё равно попали некоторые кадры с техническим браком — переснять их не было никакой возможности.


Батальные сцены фильма. Бородинское сражение

Несмотря на это создатели картины и, прежде всего, оператор — смогли добиться максимума возможного на доступных материалах. Как отзывался о работе коллеги Сергей Юриздицкий: «что сделал А. А. Петрицкий в „Войне и мире"! С отечественной пленкой это сделать было невозможно. А он добился потрясающего изображения.».
Уникальной была также работа над звуковым сопровождением. Практически фильм был всего лишь вторым опытом создания картины с многоканальным звуком формата «5+1». Для работ по обработке и сведению звука был создан специальный тонваген (передвижная студия) и аппаратура для синхронной записи. Весь парк техники, микрофоны, магнитофоны (техника тогда была ламповая) и магнитные ленты были также исключительно отечественного производства.
В ходе работы над фильмом создатели прибегали к необычным приёмам. Съёмки некоторых сцен Бородинского сражения велись с помощью камеры, которую укрепили на канатной дороге, протянутой над полем сражения. Пролетая на высоте, камера давала необычную возможность съёмки «с летящего пушечного ядра». Некоторые сцены снимались с вертолётов, с вышек и кранов оригинальной конструкции. Для «погружения» в атмосферу первого бала Наташи Ростовой оператор Петрицкий встал на роликовые коньки, а передвигал его среди вальсирующих пар ассистент. Эти приёмы вошли в документальный фильм о ходе съёмок ленты и впоследствии использовались как учебный материал для подготовки будущих операторов.

Восстановление

В 1986 году фильм был восстановлен, частично отреставрирован и была подготовлена его телевизионная версия при участии самого режиссёра картины. Широкоформатный вариант с соотношением сторон 1:2.2 был переведён в телевизионный формат 3:4. Картина была перемонтирована в трёхсерийный вариант.
В 1999 году киностудия «Мосфильм» начала программу восстановления шедевров из фильмофонда студии. В 2000 году фильм «Война и мир» был полностью отреставрирован в лабораториях концерна «Мосфильм» при участии компании «Крупный план». К этому моменту оригинал (негатив) 70 мм и 35 мм плёнки по причине её исходного низкого качества уже был полностью утрачен и не подлежал восстановлению. Фильм (изображение) восстанавливали с контратипа (позитива). Оригинал — магнитная плёнка с шестиканальным звуком — позволил перенести звуковое сопровождение картины в современный формат Dolby Digital 5.1. Картина была перенесена на цифровые носители, с восстановленным заново звуковым сопровождением.
26 июля 2000 года в московском кинотеатре «Ударник» состоялась вторая премьера кинофильма «Война и мир» в новом формате.

Отличия от оригинала

Создатели картины отнеслись очень бережно к исходному тексту: расхождения практически отсутствуют и только вынужденно допущены некоторые купюры. Так, например, в начале фильма обозначена сюжетная линия Николая Ростова и после 1807 года она почти полностью опущена. Значительно сокращены эпизоды с княжной Марьей Болконской и Анатолем Курагиным. За кадром осталось увлечение масонством Пьера Безухова. Не вошли в фильм пространные философские рассуждения Толстого.
Концовка фильма в сравнении с романом сильно различается. Фильм кончается сразу после войны 1812 года, тогда как в романе рассказано о долгой послевоенной жизни героев, женитьбе и рождении детей у Наташи Ростовой, смерти старого графа Ростова и других событиях вплоть до 1820 года.

Критика

Масштабный проект вызвал неоднозначную реакцию, как во время работы над картиной, так и по окончании. Статус ведущего советского режиссёра ограждал Сергея Бондарчука от открытой критики, но в среде коллег было немало скептических и резко негативных замечаний. Очень холодно отозвался Козинцев, сравнивший фильм с «бижутерией на экране».
Прежде всего критики отмечали слишком буквальное и дидактическое следование литературному первоисточнику. Отзываясь о проектах крупнейших экранизаций в кинематографе СССР 1960-х годов, Виктор Шкловский писал о том, что в них не было энергии заблуждения, сделавшей в своё время их первоисточники классикой литературы. Авторы упорядочивали сюжет, упрощали и облегчали для понимания тексты. Акценты и в картине «Война и мир» расставлены так, как это было принято в советской школьной программе. В эпоху экспериментов кинематографа 1960-х, когда были сняты такие новаторские ленты как «Девять дней одного года» и «Летят журавли» — «Война и мир», даже с операторскими изысками, снята консервативно и строго канонически.
Сергей Бондарчук сразу занял другую позицию. Он решил уйти в Толстого абсолютно и всецело. Он доверился ему, как послушнейший ученик. Несколько лет он дышал Толстым, как святыней, боясь отступить даже в букве, последней деталью дорожа, как целым монологом или характером…
— Лев Аннинский
Формальному следованию литературной первооснове противоречит расхождение реального возраста актёров и их героев. В начале повествования, согласно тексту романа Безухову 20 лет, тогда как Сергею Бондарчуку в 1965 году исполнилось 45 лет. В этом смысле недостоверно выглядит, например, сцена кутежей у Долохова (1-я серия), где явно немолодые актёры заняты в сценах, в которых по логике повествования участвуют молодые петербуржские гуляки. При этом несколько обесценивается и авторское толстовское настроение романа, в кот
Новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Сообщите пожалуйста, если  фильм удалён, название фильма или страницу :
  * (указывайте реальный  E-mail) :

  
                                               
 
 
                          

 

Pover © 2024 |


Индекс цитирования
Яндекс.Метрика