Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 21.Июль.2017, 13:43
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню Сайта
ТВ онлайн смотреть

Советские фильмы смотреть

Новые фильмы смотреть

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4010
 

Великий гражданин смотреть онлайн

 художественный фильм (2 серии), политическая драма, режиссёра Фридриха Эрмлера. В основу сюжета положена официальная точка зрения властей СССР на историю жизни и смерти Сергея Кирова. Один из наиболее значительных фильмов довоенного времени, оказавший влияние на поддержку «большого террора» в СССР в 1937—1939 годах. Творческий коллектив удостоен Сталинской премии I степени (1940). Экспериментальная телевизионная трансляция фильма стала первой в истории телевидения СССР (1938).
 
Жанр драма
Режиссёр Фридрих Эрмлер
Автор сценария Фридрих Эрмлер,Мануэль Большинцов
В главных ролях Николай Боголюбов, Иван Берсенев
Оператор Аркадий Кольцатый
Композитор Дмитрий Шостакович
Кинокомпания Ленфильм
Длительность 252 мин.
Страна СССР
Год 1937—1939
 

 


 
 
 
 
     События разворачиваются в СССР в 1925—1934 годах. Фильм повествует о истории крупного партийного руководителя Петра Шахова (Николай Боголюбов). Его борьба с представителями троцкистко-зиновьевского блока и их лидером Карташовым (Иван Берсенев), становится делом всей жизни. Сюжет заполнен диалогами, острыми спорами между непримиримыми противниками. Шахов распознаёт в директоре завода Авдееве противника социалистического соревнования и назначает вместо него настоящего большевика Надю Колесникову (Зоя Федорова). Чутьё не подводит партийного лидера — Авдеев оказывается вредителем.
Кульминацией фильма становятся пламенные выступления Шахова на слёте передовиков (1-я серия) и на митинге на заводе «Красный металлист». Слова Шахова находят поддержку у трудящихся и представителя ЦК партии Максима (Борис Чирков). Враги Шахова и ВКП (б) не дремлют. В финальной сцене Шахова расстреливает убийца притаившийся за одной из дверей дома культуры, который посетил руководитель. Советские граждане в концовке клянутся над могилой героя, что дело Шахова будет продолжено и никто из врагов не уйдёт от возмездия.
 
В ролях
 
Николай Боголюбов — Пётр Михайлович Шахов
Александр Зражевский — Владимир Петрович Дубок
Петр Кириллов — Брянцев
Борис Пославский — Яков Александрович Сизов, резидент иноразведки, он же поручик Владиславский
Георгий Семёнов — Семен Колесников
Борис Чирков — товарищ Максим, представитель ЦКК
Зоя Фёдорова — Надя Колесникова
Константин Адашевский — Лев Ипполитович Авдеев
Ефим Альтус — Савелий Миронович Кац
Иван Берсенев — Алексей Дмитриевич Карташев
Олег Жаков — Сергей Васильевич Боровский
Анатолий Кузнецов — уполномоченный ГПУ Вершинин
Юрий Толубеев — Михаил Степанович Земцов, 2 секретарь крайкома
Сергей Курилов
Алёна Егорова — секретарша Карташова
Павел Панков — гость на свадьбе
Валентин Киселёв — редактор газеты Гладких
Евгений Немченко — Дронов
Наталья Рашевская — Ольга
Иван Кузнецов — динамитчик Алеша Ибрагимов
Лариса Емельянцева — Наташа Лосева
Борис Жуковский — лесник Иван Герасимович
Н. Райская-Дорэ — Серафима Васильевна, мать Шахова
Александр Полибин — Соловьёв
 
Предыстория
 
В 1920-е годы Фридрих Эрмлер уже заслужил авторитет, как режиссёр нравоописатель в ранних фильмах «Парижский сапожник» и «Обломок империи». Начиная с 1930-х и фильмов политического толка «Встречный» и «Крестьяне» Фридрих Эрмлер выдвинулся в число ведущих кинематографистов страны, заслужив личной аудиенции со Сталиным, на которого творчество режиссёра произвело самое благоприятное впечатление. Как считают историки кино, называя Эрмлера «партийным художником», он совершенно искренне верил в коммунистическую идеологию, будучи членом партии по убеждениям.
Работа над фильмом «Великий гражданин» началась в ноябре 1935 года. По воспоминаниям создателей, их вдохновляло реальное обострение политической борьбы. В 1934 году был убит Сергей Миронович Киров и это событие серьёзно повлияло жизнь всей страны и выбор творческой группы. Центральным для рождающейся картины, по отзыву Эрмлера, должен был стать вопрос о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. В январе 1937 года, после приблизительно года работы, сценарий был утвержден.
 
История создания
 
Работу над картиной начала в целом та же творческая группа, что и снимала предыдущую картину Эрмлера «Крестьяне» и, прежде всего, в главной роли Николай Боголюбов — воплощая примерно один и тот же типаж большевика и непримиримого борца за советскую власть.
Основная сложность при подборе актёров возникла с образами врагов советской власти — никто из актёров не хотел браться за отрицательных персонажей. После длительных переговоров Иван Берсенёв согласился воплотить на экране образ троцкиста Карташова. Небольшую, но важную роль представителя ЦКК партии Максима, сыграл Борис Чирков — это собственно герой «трилогии о Максиме», популярной киносерии в СССР 1930-х годов.
Композитором картины стал Дмитрий Шостакович. После творческих экспериментов с оперой «Леди Макбет Мценского уезда» Шостакович попал в категорию неблагонадёжных получив в 1936 году суровую отповедь в статье «Сумбур вместо музыки». Создание музыки для классики соцреализма «Трилогии о Максиме» и «Великого гражданина» вновь вернули расположение к композитору.
Сценарий фильма дорабатывался при непосредственном участии Сталина и под воздействием реальных громких политических процессов 1935—1938 годов в СССР. Ознакомившись со сценарием 2-й серии вождь сделал несколько замечаний.
Дело надо поставить так, чтобы борьба между троцкистами и Советским правительством выглядела бы как борьба двух программ, из которых первая программа соответствует интересам революции и поддерживается народом, а вторая противоречит интересам революции и отвергается народом. Но из этого следует, что сценарий придется переделать, сделав его по своему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова — Радека.
 
В ответ на это Эрмлер с соавторами выступил со статьёй в журнале «Кино», в которой полностью поддержал поправки Сталина. Уточнения по сценарию «Великий гражданин» были сделаны 27 января 1937 года, то есть приговор вынесен ещё не был, 30 января, Пятаков и некоторые другие обвиняемые по «Процессу антисоветского троцкистского центра» были расстреляны. Первая серия была закончена в 1937 году и вышла на экраны страны в 1938, вторая вышла в прокат в 1939 году.
В ходе съёмок как вспоминали создатели они неоднократно сталкивались со случаями вредительства, серьёзно мешавшего процессу работы над картиной. В один из съёмочных дней осветители обнаружили, что кабели к прожекторам были перерублены топором.
Хотя «Ленфильм» и не подергался таким чисткам кадров, как, например, «Мосфильм», в течение периода работы над фильмом четверо членов съёмочной группы были арестовано и двоих расстреляли.
После XX съезда фильм был подвергнут критике и в 1950-е годы практически исчез с экранов. Только с конца 1980-х годов, на волне перестройки, интерес к этой картине в СССР возродился вновь и ей были посвящены несколько публикаций и передач.
 
Критика и значение
 
…Процесс заключается в том, что… партизанский сборный кинематографический отряд превращается в армию… Это есть борьба кинематографического руководства за полное подчинение кинематографии воле партии, за то, чтобы кинематография стала в полном смысле этого слова организованным орудием партии и правительства на всех фронтах
Михаил Ромм (1937)
Работа Эрмлера оценивается, прежде всего, как один из первых советских фильмов, которые можно было назвать политическими, явным госзаказом пропагандистского аппарата. Критик Джулии Кэссиди прямо пишет о нём: «„Великий гражданин" демонстрирует насколько важна была мученическая смерть Кирова, в рамках сталинской мифологии, став парадигмой социалистического реализма». История убийства всенародно любимого партийного лидера Сергея Кирова послужила отправной точкой сценария и, в итоге, фильм сам стал материалом для построения фундамента традиций социалистического реализма в советском кинематографе. Выход фильма на экраны сопровождался целой серией критических статей в СМИ СССР, всецело поддерживающих отображённый на экране конфликт — между представителями лучшего, наиболее благородного и высокого в человеческом роде с подонками человечества, отребьем, отвергнутым историей, осуждая путь троцкистско-бухаринских бандитов, выродившихся в штурмовой отряд фашизма. Несколько ходульные персонажи, однозначно разделённые в сценарии на «положительных» и «отрицательных», тем не менее, также привлекли внимание довоенной советской критики, в особенности работа Николая Боголюбова, воплотившего образ Шахова-Кирова.
Фильм был вполне положительно оценен властями. В 1939—1940 году съёмочная группа была удостоена Сталинской премии I степени и других правительственных наград. С 1940 года Эрмлер становится художественным руководителем киностудии «Ленфильм» .
Современные критики отмечают, что в основном конфликте ощущается влияние романа Бесы, а сам фильм занял достойное место среди классики кинематографа — работ Рифеншталь, Уэллса и Хичкока.
Подобно лучшим работам Лени Риффеншталь, явно выделяющееся пропагандистское начало «Великого Гражданина», не может скрыть художественных достоинств картины. Уже на этапе работы над сценарием Фридрих Эрмлер заметил, что создаёт совершенно новый материал для звукового советского кинематографа — фильм-диспут, фильм, где ключевую роль играют диалоги, споры и выступления героев. При этом интересно отметить, что сами споры героев риторичны и лишены конкретного смысла. Шахов уничтожая противников в идеологическом споре не предлагает ничего определённого. Герои становятся от этого абстрактными, что только усугубляет атмосферу иррационального саспенса присущего картине. Помимо всех прочих поправок, которые сделал Сталин при прочтении сценария, он также попросил убрать все упоминания о нём самом (заменить на ЦК партии) и о конкретных убийцах Шахова. Концовка картины, по утверждению Г.Марьямова, оставляет пространство для толкования и тягостную недосказанность — зритель видит только тень убийцы домысливая сам, кто же это мог быть.
Недостаток движения и действия заменяется словом. Режиссёр и оператором выстроили важнейшие мизансцены на внутрикадровом монтаже, совместном движении камеры и актеров. Этот приём придал дополнительную реальность происходящему на экране, что предвосхитило эксперименты с киномонтажом 1960-х годов.
В картине находят отражение все животрепещущие темы конца 1930 годов: стахановское движение, каналстрой (аллюзия на «Беломорканал»), подготовка к будущей войне.
Картина также внесла вклад в историю советского телевидения. 16 сентября 1937 г. начались передачи из Опытного телецентра в Ленинграде (ОЛТЦ), а 9 марта 1937 г. — из Московского телецентра (МТЦ) на Шаболовке. Опытная трансляция кинофильма «Великий гражданин» прошла 25 марта 1938 г. и стала первой студийной программой, которую посмотрели несколько десятков москвичей.
Изучение фильма входит в образовательную программу российских ВУЗов. По мнению профессора РГГУ Леонида Козлова фильм опередил своё время.
Что такое «Великий гражданин»? Это удивительный конгломерат. Строго говоря, это не вполне тоталитарный фильм…хотя мы сейчас знаем прекрасно, да и тогда знали, что по сути это все вранье, что агентами иностранных разведок ни Троцкий, ни Бухарин не являлись. И хоть все догадывались, что это не так, на основании поэтики и эстетики Достоевского, на попытке анализа интеллигентского «самгинского» сознания Эрмлер создает историческое полотно. С точки зрения сопоставления с действительностью оно достаточно фальшиво, а с точки зрения психологической убедительности внутри произведения искусства, на мой взгляд, не утратило интереса по сей день.
— Нея Зоркая 
 
Награды
 
1941 — Сталинская премия I степени Николай Боголюбов, Александр Зражевский, Фридрих Эрмлер
1940 — Дмитрий Шостакович награждён орденом Трудового красного знамени за работу над фильмами «Великий гражданин» и «Трилогия о Максиме».
 
Новости


Сообщите пожалуйста, если  фильм удалён, название фильма или страницу :
  * (указывайте реальный  E-mail) :

  
                                               
 
 
                          

 

Pover © 2017 |


Индекс цитирования
Яндекс.Метрика