Чужая Белая и Рябой смотреть онлайн
Жанр: драма, экранизация
Режиссер: Сергей Соловьев
Сценарист: Сергей Соловьев
Оператор: Юрий Клименко
Художник: Марксэн Гаухман-Свердлов
Страна: СССР
Производство: Казахфильм, Мосфильм
Год: 1986
Премьера: октябрь 1986
По повести Б.Ряховского.
Действие фильма происходит осенью 1946 года, в небольшом провинциальном городке в западном Казахстане. Местный подросток Иван Найденов (Илющенко Вячеслав) по прозвищу «Седой», страстный «голубятник», по мальчишески безрассудно рискуя жизнью, поймал неожиданно появившуюся в городе белую голубку. О трофее Седого узнали другие голубятники города. За голубкой началась охота. Вскоре, ночью в голубятню Седого забрались воры и выкрали голубку. Седой начинает поиски и находит голубку у местного «голубиного авторитета» — Коли Цыгана (Владимир Стеклов). Седой хитростью возвращает себе свою добычу и понимая, что голубка все равно обречена, выпускает её на волю. Все события фильма разворачиваются на фоне скудного послевоенного быта обитателей городка — места ссылки и эвакуации.
Фильм построен на контрасте добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти, богатого внутреннего духовного мира героев и бедного, неустроенного быта. Для усиления драматизма режиссёр использовал в фильме сочетание цветной и высветленной черно-белой съемки. Цветной съемкой отражена основная сюжетная линия фильма. Черно-белыми кадрами режиссёр показал ряд второстепенных сюжетных линий, в которых показаны эпизоды, вызывающие у зрителя сострадание и сочувствие к героям, оказавшимся по цепочке нелепых случайностей в трагическом положении. Фильм «Чужая Белая и Рябой» стал поворотным в творчестве режиссёра Сергея Соловьёва.
br>
История создания фильма
По утверждениям Сергея Соловьёва, идея снять фильм пришла к нему после прочтения повести Бориса Ряховского «Отрочество архитектора Найденова» в попавшемся случайно на глаза номере журнала «Новый мир» за 1978 год, подкупившая его внимание лестной рецензией Чингиза Айтматова. Вдохновленный сюжетом повести, режиссёр менее чем за сутки написал 65-страничный сценарий будущего фильма. Позднее Борис Ряховский выражал сомнение по поводу достоверности этой легенды. Фильм изначально предполагалось снимать на «Мосфильме», но несмотря на неоднократные попытки получить разрешение на съемку, режиссёр получил отказ.
Фильм мог бы не состояться, если бы не содействие бывшего в начале 1980-х председателем Государственного комитета Казахской ССР по Кинематографии Олжаса Сулейменова — товарища Бориса Ряховского по студенческим годам, который предложил снимать фильм на студии «Казахфильм». Режиссёру было поставлено условие — фильм должен сниматься на казахском языке.
По замыслу режиссёра, для помощи будущему прокату фильма, в сценарий ввели аллегорическую роль казахского космонавта. Именно в те дни в космосе пребывал космонавт Владимир Джанибеков.
Кроме этого в сценарии было изменено время действия с 1953 года на 1946 год. Борис Ряховский считал это неверным решением, полагая, что к 1953 году после войны в стране уже произошли события, сильно изменившие настроения людей.
Когда работа над фильмом уже началась, режиссёр получил указание снимать фильм на русском языке[4].
Места съёмки
Фильм снимался в Актюбинске, где происходили описанные в повести события. Большая часть фильма снята в Баку, в школе № 78, в пос. Мухтарова, Карадаг, 8 км. Для воссоздания зрительной картины послевоенного города, режиссёр выбирал старые сохранившиеся кибитки и землянки. Главного героя — Ивана Найденова «поселили» в такой землянке в пригородном поселке Акжар. А эпизоды с трамвайными путями снимали в Баку, так как в Актюбинске трамваев не было[5].
В ролях
Илющенко Вячеслав — Иван Найденов «Седой»
Александр Баширов — «Чудак»
Андрей Битов — Петр Петрович Старцев «Пепе» пианист, композитор, бывший муж Ксении Николаевны
Аркадий Высоцкий — брат «Балды»
Илья Иванов — Следователь Вениамин Жус
Татьяна Игнатова — зрительница в кинотеатре под открытым небом
Любомирас Лауцявичус — Отец Ивана Найденова
Борис Ряховский’ — Раков
Людмила Савельева — Ксения Николаевна Старцева, актриса
Анатолий Сливников — Полковник Пилипенко
Владимир Стеклов — Коля «Цыган»
Бапов Султан — Мурат друг Ивана Найденова, ученик Петра Петровича
Вячеслав Кучанов — «Тушкан»
Михаил Левченко — «Шутя»
Сергей Мильденбергер — второй брат «Балды»
Борис Олехнович — Мартын
Андрей Филозов — Савицкий
Герман Шорр — Миша Нелюб
В эпизодах
Сергей Бодров (ст.)
Сергей Гармаш
Виктор Маркин
Талгат Теменов
Бигульсин Кудабаева
Е.Андреева
М. Василевский
Н.Ворошило
Л.Газе
Съемочная группа
Режиссёр — Сергей Соловьёв
Сценарист — Сергей Соловьёв
Оператор — Юрий Клименко
Художник — Марксэн Гаухман-Свердлов
Композитор — Исаак Шварц
Озвучивание
Леонид Филатов — Отец Ивана Найденова
роль Любомираса Лауцявичюса
Музыка
В фильме использована музыка:
Бела Бартока,
Людвига ван Бетховена,
Густава Малера,
Вольфганга Амадея Моцарта,
Джона Филда,
Дмитрия Шостаковича.
Награды и премии
1986 — Венецианский кинофестиваль, Победитель в категориях: Большой специальный приз — Сергей Соловьёв
1987 — Большой приз в конкурсе детских фильмов на Тбилисском кинофестивале.
1987 — Премия за лучшую режиссуру и операторскую работу на I международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Алжире.
Интересные факты
В фильме, в роли школьного учителя рисования снимался автор положенной в основу сценария повести «Отрочество архитектора Найденова» Борис Ряховский.
Название фильма носит Актюбинский клуб голубеводов, созданный консультантом фильма, известным актюбинским голубеводом Федором Николаевичем Пыхтиным.
Многие персонажи фильма (Коля Цыган, милиционер Жус, учитель рисования Раков, школьный учитель Пепе (в повести — ПеПе), а также Белая голубка) имели реальных прототипов в отроческой жизни автора повести.
Фильм спас жизнь своему режиссёру и автору сценария. Когда Сергей Соловьёв уже готовился к съемкам "Ассы " и собирался на теплоходе осмотреть Черноморское побережье в поисках подходящей натуры, потребовалось срочно ехать на Венецианский кинофестиваль, где был номинирован фильм. Не рассчитывавший ни на какую награду, режиссёр с сожалением сдал билеты и отправился в Италию. Уже там Сергей Соловьёв узнал, что теплоход, в одной из кают которого он должен был в тот момент находиться, столкнулся с сухогрузом и затонул вместе со многими пассажирами. Это был «Адмирал Нахимов»….
КРИТИКА
Уже в изобразительном решении фильма "Чужая Белая и Рябой" заложен контраст, если так можно выразиться, "былого" и "нынешнего" экранного мира Сергея Соловьева. В цветных, вернее, светло-цветовых кадрах, восхитительно снятых оператором Юрием Клименко, ощутим знакомый поэтический ракурс, меняющий суть обыденных вещей. Так, словно по волшебству преображается скромная комната, где подросток играет на рояле, а его приятель, на миг заглянув в стекло соседней двери, видит, как сушит промокшие русые волосы молодая обнаженная женщина. Контуры ее фигуры, кажется, плавятся в световых потоках, струящихся из окон, за которыми слышен дурманящий шум дождя... И такой манящей желтизной окутаны фонари городского сада, и так восторженно сотни блестящих глаз смотрят на экран летней киноплощадки, что даже дождь не может помешать счастью: 1946 год, позади война, впереди - для тех, кто выжил, - целая жизнь...
Смотришь эти поэтические кадры и вспоминаются слова одного из героев фильма Алексея Германа: "Вот вычистим землю, посадим сад, и сами в том саду погуляем...". Что же мечта сбылась?
Но в одном монтажном ряду с этими сценами возникают черно-белые, вернее, желтовато-выцветшего оттенка эпизоды, вызывающие совсем иные чувства. Отец главного героя - однорукий военрук - беспомощно бьется в конвульсиях на полу грязного сортира. Окровавленный человек, в лицо которого впилась колючая проволока того самого, еще недавно такого романтичного городского сада. Покончившая с собой женщина под белой простыней морга... В этих кадрах, снятых на контрастных перепадах света и тени, ощутимо влияние стиля картин Алексея Германа и Элана Паркера...
Постижение Доброты, Сострадания, Противостояния Злу. Говорить об этом языком минорной ностальгии было бы только частью правды. Вот почему даже в "голубиной эпидемии" послевоенного казахского городка так тесно переплетаются добро и зло, дружба и вражда, любовь и ненависть, мечта о счастье, желание самоутвердиться, хоть чем-то вознаградить себя за жизненные ухабы, неудачи и раны.
И когда в финале главный герой сам отпустит заветную белую голубку, из-за которой он чуть не поплатился жизнью, он поймет, что есть на Земле ценности. которые не заменит ничто: даже тысяча самых прекрасных голубей... Как всегда у Сергея Соловьева хорошо играют юные актеры. Исполнитель главной роли Слава Ильюшенко, не стремясь понравиться зрителям, не фальшивит ни в одной сцене. Вместе со своим героем он делает сложный выбор и совершает поступки человека, на наших глазах превращающегося в личность...